Спектакль в эрмитаже вызвал громкий скандал. Ни одно животное не пострадало: скандал вокруг выставки Яна Фабра в Эрмитаже

Беспрецедентная кража из запасников Государственного Эрмитажа коллекции русской эмали и ювелирных украшений вновь привлекла всеобщее внимание к положению дел в крупнейшем музее страны. Со всей остротой опять встает вопрос о полномасштабной проверке сохранности фондов Эрмитажа и подлинности многих его экспонатов.

Напомним, что на днях комиссия Росохранкультуры во время плановой проверки обнаружила исчезновение из фондов 221 уникального шедевра русской эмали и ювелирных изделий. По сообщению пресс-службы Эрмитажа, оценочная стоимость похищенного составляет около 5 миллионов долларов. Но это именно ведомственная цена, аукционная же, по мнению экспертов, может быть в несколько раз выше.

Первые версии выглядят просто смехотворными – некоторые СМИ уверяют, что к «краже века» могли быть причастны студенты, проходившие пару месяцев назад в музее практику. Впрочем, в самом Эрмитаже уже сейчас признают, что к столь масштабному хищению были причастны сотрудники музея. Стрелки пытаются перевести на хранителя коллекции, скоропостижно скончавшегося на рабочем месте, причем не во время нынешней проверки, как первоначально сообщалось, а еще в ноябре. Среди сотрудников Эрмитажа популярна версия его отравления, их также беспокоит, что таинственная смерть была фактически объявлена «закрытой темой».

Знатоки антикварного рынка убеждены, что столь грамотная и масштабная кража вряд ли могла произойти по заказу частного коллекционера руками одного сотрудника. Скорее всего, речь идет о тщательно спланированной акции по хищению и вывозу за границу уникальной коллекции русской эмали, что вряд ли могло быть возможным без кураторства коррумпированной прослойки федеральных культурных ведомств.

Что интересно, перед скандалом в Эрмитаже абсолютно все руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии дружно отправилось в отпуска и длительные командировки. Михаил Швыдкой улетел аж в Бразилию, блистать своим присутствием на фестивале чеховских пьес. И тут обнаружилась еще одна скандальная вещь – в ФАККе нет человека, который отвечал бы за руководство музеями. Вакансия начальника отдела музеев, претендентам на которую обещают базовый оклад в 2833 рубля, никем не занята. Зато, скажем, в управлениях кинематографии и современного искусства, при таких же базовых окладах, свободных мест почему-то нет.

В таких условиях неудивительно, что никто давно серьезно не занимался происходящим в Эрмитаже и других крупнейших российских музеях. А между тем, вот уже пять лет среди интеллигенции северной столицы циркулируют странные слухи о том, что картины из запасников Государственного Эрмитажа полуподпольным образом распродаются, а немало шедевров кисти величайших мастеров было подменено копиями-подделками высочайшего уровня. Часть этих слухов была даже озвучена скандально известным журналистом Андреем Карауловым в программе «Момент истины» на ТВЦ. Тогда многие сочли их сведением счетов со Швыдким, которого Караулов крайне не любит и называет «министром с повадками гардеробщика».

Но теперь ситуация кардинально меняется. Если из Эрмитажа крадут целыми коллекциями на миллионы долларов, то кто даст стопроцентную гарантию, что на стенах музея и в запасниках находятся подлинные Рафаэль, Рубенс, Рембрандт, Эль Греко? Современные технологии подделок, в частности искусственного старения холста и красочного слоя, достигли такой высоты, что отличить их от подлинника можно лишь при тщательном и длительном анализе с помощью специальных средств. На память невольно приходит знаменитый фильм «Подпасок с огурцом» из культового советского сериала «Следствие ведут знатоки», говорящий о том, что даже в те годы отличить на глаз подлинник от качественной подделки экспертам не удавалось.

Невиданная кража в Эрмитаже заставляет вспомнить и легендарный фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Прошло 35 лет, а вынести шедевры мирового искусства из прославленного музея оказывается так же легко. Правда, в отличие от фильма выносить их помогали сами сотрудники Эрмитажа – вероятнее всего, не только якобы отравленный хранитель коллекции.

По просьбе «Правды.Ру» грандиозный скандал, последствия которого сейчас даже трудно предсказать, прокомментировала начальник отдела контроля за состоянием сохранности и использования фондов управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Ольга Головач: «Я сегодня же вылетаю в срочную командировку в Санкт-Петербург. Такой масштабной кражи из запасников крупнейшего музея я что-то не припомню. Мы приступаем к комплексной проверке фондов Эрмитажа. Что касается возможных отставок директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и руководителя ФАККа Михаила Швыдкого, то я не в компетенции давать какие-либо комментарии. Когда комиссия Росохранкультуры проверяет сохранность фондов живописи, то в нее входят эксперты, реставраторы. Но судят о подлинности картин в такой ситуации они, очевидно, визуально».

Слова госпожи Головач подтверждают сомнения в стопроцентной гарантии подлинности фондов живописи Эрмитажа. Особенно на фоне скандальных признаний руководства самого музея, что среди его сотрудников были и есть морально нечистоплотные личности.

В такой ситуации, чтобы восстановить подорванную скандалом репутацию Государственного Эрмитажа, просто необходимо провести тщательную экспертизу подлинности экспонируемых и хранящихся в запасниках шедевров мировой живописи с использованием самых последних достижений искусствоведческой экспертизы и приглашением авторитетных международных экспертов.

Тем более что еще в 2001 году тогдашний заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев в интервью «Московскому комсомольцу» высказал опасения в подмене многих картин из коллекции Эрмитажа, в частности работ Кандинского и Гогена, с подлинников на подделки во время сомнительных зарубежных выставок. Похоже, что, если Росохранкультура в своей комплексной проверке перейдет на тщательное определение подлинности живописных фондов Эрмитажа, нас ожидает самый грандиозный скандал в истории отечественной культуры.

Опубликовано 12.11.16 11:02

Министерство культуры отмежевалось от скандальной выставки мёртвых животных в Эрмитаже.

В Эрмитаже призвали смотреть на мертвых животных на крюках, как на мягкую игрушку"

Руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков прокомментировал скандальную выставку современного бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты", на которой посетители могли лицезреть подвешенных на крюках чючела мертвых животных.

Сложно гадать о том, что хотел сказать автор, глядя на картины в Интернете. Нужно прийти инткббээ на выставку и понять, о чём эта выставка. Автор хотел сказать много чего, разговор о смысле искусства старого, разговор об эрмитажной коллекции, разговор о социальных проблемах, которые есть во всём мире. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как всегда это бывает. Дело в том, что когда вы говорите "трупы", вы сразу говорите другую историю. Есть слово "чучела", есть слово "мягкая игрушка" и совершенно разные слова. Когда вы говорите "трупы", вы вносите определённый контекст. Слово "трупы" не соответствует действительности. Если вы придёте в Зимний дворец Петра, вы увидите чучело домашней собаки Петра, которое выставлено на экспозиции. Почему чучело собаки Петра никого не волнует, а бродячие собаки волнуют, — рассказал в интервью Лайфу Озерков.

По его словам, «трупы умученных животных» преподносят детям как «современность». Депутат также высказал недовольство тем, что «отдельные люди» распоряжаются музеем «как им хочется», одннако на вопрос, нужно ли посетителям бойкотировать резонансную выставку или организаторам стоит закрыть её, четкого ответа не дал.

«Это не гаражик и не банька отдельных людей. Это государственный музей. Это значит, что выставка должна служить интересам государства», - считает Милонов.

Выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты» наделала в Петербурге много шума. Экспозиция, где главными экспонатами стали трупы животных на крюках буквально раскололи Северную столицу на два лагеря. Страсти утихли в апреле, когда противоречивая экспозиция покинула Эрмитаж. Но, как оказалось, ненадолго. В соцсетях разгорается очередной скандал. На этот раз бурный протест вызвала театральная постановка Фабра «Гора Олимп ».

«ПОТРЕБУЕТСЯ ТАЗИК ДЛЯ РВОТЫ»

Провокационный пост опубликовал на своей страничке в Фейсбуке политический аналитик Руслан Осташко . В своем сообщении он настаивает – непристойный спектакль с кровью, кишками, странными танцами и облизыванием межягодичного пространства показали петербургской молодежи. И не где-нибудь на задворках Вселенной, а в главном музее страны.

Как вы относитесь к такому «искусству», которое в рамках молодежных образовательных программ показывают в Эрмитаже? - спросил Осташко у друзей в соцсети.

К записи он прикрепил откровенное фото с изображением двух обнаженных мужчин: один из них стоит нагнувшись, второй прильнул языком к его пятой точке. В то, что такие кадры могли демонстрировать в музее, честно говоря, верится с трудом.

И если бы дело было только в одной, пускай гадкой, но изолированной антикультурной диверсии. Но ведь это - система. В Молодежном центре Эрмитажа была целая «образовательная программа», направленная на приобщение молодого поколения к искусству Яна Фабра. Список тем на странице программы впечатляет потому, что включает в себя, в том числе знаменитый спектакль Фабра «Mount Olympus», который знаменит своими яркими сценами гомоэротического характера. Предупреждаю: тазик для рвоты в этом случае вам потребуется, - написал Осташко.

Скриншот записи спектакля "Гора Олимп"

«НЕ ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ»

Буквально за сутки сообщение набрало сотни комментариев возмущенных пользователей. И все они примерно одного содержания.

Молодежный центр Эрмитажа работает при музее почти двадцать лет. Главная целевая аудитория – это студенты. Для них в центре создают образовательные и культурные программы, где молодежь знакомится с историей искусства, архитектурой, живописью, скульптурой и дизайном. Занятия проводятся бесплатно сотрудниками музея.

Вы ведь понимаете, что мы живем не за железным занавесом. Искусство бывает разным, и молодежь видит это. Но понять и разобраться в этом самостоятельно они не могут. Поэтому приходят к нам за помощью. А мы готовы им в этом помочь и объяснить, - поделилась с «КП » руководитель и создатель Молодежного центра Эрмитажа София Кудрявцева .

Также она рассказала, что в Центре действительно готовились к показу экстравагантного спектакля Фабра. Правда, избегая провокационных и гадких сцен.

От команды Яна Фабра мы получили разрешение на показ нескольких отрывков его 24-часовой постановки «Гора Олимп». Он должен был стать завершающим этапом образовательной программы в рамках выставки «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты». Только вот просмотр не состоялся, в нашей программе на это не хватило времени, - рассказала «КП» Кудрявцева.

Вместо этого Молодежный центр устроил собственный перфоманс. Студенты провели документальное исследование на тему: «Как современный человек реагирует на выставку Фабра». В этом им помогла книга отзывов Эрмитажа.


Образовательная программа к временной выставке Яна Фабра завершилась перформансом "Интермедия: круги по воде". Спектакль прошел 7 апреля. Фото:Молодежный центр Эрмитажа.

Там много как негативных, так и положительных откликов. На их основе был написан сценарий спектакля. В основе сюжета - суд над Фабром. Участвовали в нем прошедшие кастинг актеры. Они приводили разные аргументы – обвиняя и оправдывая художника. Это помогло участникам курса еще раз взглянуть на творчество Яна с разных сторон, - настаивает руководитель Центра.

КСТАТИ

Премьера перфоманса «Гора Олимп» прошла в Берлине в 2015 году. Спектакль длится 24 часа, и все это время идет без антрактов. Участие в постановке принимают 27 артистов. В основе сюжета – 15 известных античных мифов, рассказывающих об инцестах, детоубийствах и жертвоприношениях. Спектакль построен на экспериментах - актеры испытывают свои тела на выносливость, прыгают с металлическими скакалками, пачкаются в мясе и раздеваются догола.

ДОМАШНИЙ АРЕСТ МИХАИЛА НОВИКОВА

ПО ТЕМЕ

Как рассказала "Интерфаксу" пресс-секретарь Лефортовского суда Екатерина Краснова, в отношении Новикова-старшего с 28 марта 2017 года избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на два месяца. Известно, что в настоящее время заместитель главы одного из самых крупных музеев России подозревается в мошенничестве (часть 4 статья 159 Уголовного кодекса России).

К слову, в 159-й статье говорится о хищении в особо крупных размерах, совершенном группой лиц, а это значит, что в предполагаемых противоправных действиях Новикова должны быть замешаны и другие работники Эрмитажа. Однако никаких комментариев о том, что же действительно могло произойти в петербургском музее, прессе пока не дают.

ЗАДЕРЖАНИЕ НОВИКОВА-МЛАДШЕГО

Следом в СМИ появилась не менее шокирующая информация. Источник "Интерфакса" сообщил, что сын Михаила Новикова Артем также был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Новиков-младший, к слову, является крупным чиновником – занимает пост директора департамента инвестиций, реставрации и строительства Минкультуры. Издание сообщало, что 28 марта Артем Михайлович был арестован прямо в здании ведомства.

ЧТО ГОВОРЯТ В МИНИСТЕРСТВЕ

Однако сотрудники Минкультуры опровергли информацию о задержании Артема Новикова, сообщает ТАСС . Как оказалось, уже сегодня Новиков примет участие в работе коллегии министерства.

"К сожалению, журналисты не способны даже на перепроверку информации и готовы любую непроверенную новость давать как сенсацию", – возмутились в пресс-службе.

ИТОГИ

Откуда взялась информация о задержании Новикова-младшего и кому это было нужно – не ясно. Как отмечает Lenta.ru , многие издания сообщали: дескать, чиновника допросили в качестве подозреваемого по уголовному делу, а потом отпустили. Не связано ли упомянутое уголовное дело с тем, по которому Михаил Новиков в настоящее время отбывает домашний арест? Ответа на этот вопрос, увы, нет.

Эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты» привела к скандалу федерального размаха. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и запустили в Instagram марафон с хэштегом #позорэрмитажу. В ответ музей придумал контрхэштег #кошкизафабра, а куратор обсуждаемой выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных.

«Бумага» публикует фрагменты лекции Дмитрия Озеркова «Современное искусство и проблема защиты животных», которая прошла в кафе Social Club.

Дмитрий Озерков

Куратор выставки Яна Фабра
и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»

Как человек, заваривший эту кашу не только в качестве куратора выставки, но и в качестве заведующего отделом «Эрмитажа 20/21», я считаю должным объяснить, кто мы и что мы вообще делаем. Изначально Эрмитаж показывал старое искусство и до 2003–2004 года некоторые проекты современного. Была выставка Уорхола, его автомобиль; выставка Джексона Поллока из одной картины и девяти графических работ. Это были точечные вливания. Тогда это было здорово. Потом же мы стали понимать, что это уже бессмысленно: все это видели - и появилась необходимость делать «Энди Уорхол и…», «Энди Уорхол в контексте…», «Энди Уорхол о…» и прочее.

«Эрмитаж 20/21» - это проект о западном и европейском искусстве послереволюционного времени, которого, как вы догадываетесь, нет в коллекции музея. Изначально мы были созданы как проект, который должен был заполнить эту пустоту, занимаясь показом специально созданных для нас работ современных художников.

«Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве

Когда мы начали это делать, некоторые выставки вызывали определенный общественный резонанс. Например, выставка братьев Чепмен (более ста человек усмотрели экстремизм в работах английских художников - прим. «Бумаги» ). «Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве. В случае с Яном Фабром точно такая же история: его выставка сложная и многосоставная.

Петербург сейчас разделился на два лагеря: один состоит из людей, которые были на выставке и имеют свое мнение, другой - из людей, не бывавших на выставке, но тем не менее имеющих свое мнение. Одни говорят: какая прекрасная выставка Яна Фабра в Эрмитаже, удивительная история, удивительный диалог с коллекцией. А другие: как вы можете издеваться над трупами животных, это невозможно, антигуманно и так далее.

Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

На самом же деле, одна из глав выставки Яна Фабра, как раз и вызвавшая весь этот резонанс, была историей о бродячих животных. Будучи еще молодым художником, Ян Фабр, проезжая по автотрассе Бельгии, увидел множество тел сбитых животных. И он, близкий к теме домашних питомцев (у него дома всегда было очень много собачек, кошек и попугаев), стал узнавать, в чем же дело.

Оказалось, что людям малосостоятельным слишком дорого лечить своего больного питомца, поэтому они, обходя европейские законы, просто высаживают своего любимца на автотрассе, чтобы его сбили. И со спокойной душой заводят себе нового. Тогда Ян понял, что здесь налицо социальное двуличие: когда, с одной стороны, люди говорят о том, какие милые и классные их животные, а с другой, тела этих же животных бесхозно валяются по автостраде. Молодой художник взял некоторые тела этих животных, отнес к таксидермисту, чтобы тот сделал из них чучела, и стал создавать из этого выставку.

Как вы знаете, эта инсталляция разделена на две части: одна, где висят собаки, и другая, где висят кошки. Часть с собаками сделана цветными лентами, там лежит масло для собак. С кошками - белыми, там есть молоко в мисочках. Собаки и кошки, мужское и женское, верность и предательство - эти темы, по мнению Яна Фабра, необходимо вскрывать. Необходимо объяснять детям, что если вы берете питомца, то за него нужно нести ответственность. Иногда даже уметь сказать ребенку, что животное умерло, что животные смертны. Второе - это сложный теологический момент. Воспитанный в семье католички и протестанта, Ян Фабр рассуждает: «Есть ли у животных души?» и «Куда уходят животные после смерти?».

Чучела зайцев и птиц в зале Снейдерса

Вторая часть диптиха Фабра расположена в зале Снейдерса, где висят картины, изображающие пять больших охот и пять лавок. Для него это не про фрукты и не про рыбу, даже не об изобилии, а о тщете бытия: всё приходящее, всё умрет. Именно поэтому в экспозиции присутствуют черепа, оформленные панцирями жуков. В зубах у этих черепов - зайцы, белки, птички.

Помимо всей тщеты бытия, в этих работах есть момент, говорящий о двуличии и плохом понимании всего происходящего. Момент, когда мы говорим, что любим старых мастеров и любуемся их холстами, но не любим мертвых животных. Ян Фабр говорит: «Вот представьте себе картину старого мастера, холст маслом. Чем она написана? Масляными красками. А чем они наносятся на картину? Кисточками. А из чего эти самые кисточки сделаны? Эти самые кисточки как раз сделаны из тех же самых колонков, белок, зайцев. Когда мы любуемся старой живописью, мы не хотим знать, как она появилась. Это то же самое, когда мы носим шубы и едим мясо, но боремся за права животных».

Панцири насекомых в многочисленных работах в Эрмитаже

Жуки же, панцири которых представлены на «зеленой» части выставки, живут в Азии. Из них делают сувениры и даже едят. Их Фабр использовал, чтобы рассказать о колониальной политике Бельгии в Конго. Когда Африка отделилась, самая слабая в Европе Бельгия получила в свое владение Конго, на территории которого позже было обнаружено золото (чего, конечно, никто не ожидал). На эти деньги, собственно, и был построен Брюссель. Логично вытекающие из этого темы: эмигранты, террор в Брюсселе, мусульманское население, колониализм.

Изначально Фабр искал способ передать проблему колониализма в Бельгии, тянущейся еще с тех пор. У Яна Фабра был договор с одним рестораном, который поставлял ему панцири съеденных жуков. Их он термически обрабатывал, чтобы избавиться от органики.

В Эрмитаже открывается выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты». Чучела животных и черепа, видео с живым рыцарем в Рыцарском зале и нарисованные ручкой Bic картины - «Бумага» рассказывает, что привезли в Зимний дворец и Главный штаб, что такое карнавал «в стиле Фабра», который пройдет в музее в декабре, и какими провокационными работами прославился бельгиец.

Мы прекрасно знали, что возможен такой исход, при котором начнется агрессивная волна. На самом деле, о сути выставки всё прекрасно прописано в буклетах и на сайте. Проблема здесь в истерии общества. Человеку показывают картинку, и он взрывается, кричит, не пытаясь вникнуть в суть, а через несколько минут забывает, о чем же кричал.

Это из серии, когда человек выходит из церкви и кидает монетку бездомному. И будто решает все проблемы мира. Тем не менее мы рады, что так случилось. Репутацию такого музея, как Эрмитаж, практически невозможно подмочить, а наша цель достигнута: люди говорят о защите животных.

Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят - мы не имеем права навязывать. Но можем предложить.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит культурно-образовательный проект «