Творческое проектирование этапы разработки и изготовление изделия. Организация и этапы проектирования

Основные этапы проектирования.

Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому она является инновационной деятельностью.

В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей.

Основными этапами проектирования одежды являются:

      анализ предпроектной ситуации;

      синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;

      разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом;

      определение основных задач;

      применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи.

Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:

    информационный;

    аналитический – исследовательская часть;

    синтетический;

    коммуникативный – практическая часть.

Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроектных исследованиях) сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготавления, наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог – изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Предпроектный анализ включает:

социально-экономический анализ,

функциональный анализ (исследование способов использования изделия),

функционально-стоимостной анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения),

технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия),

анализ формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Синтез результатов анализа в определенных типах формообразования. Результаты предпроектного анализа синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.

Синтез в дизайне – процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое – проектный образ. Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция – важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне – основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются, прежде всего, назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть модернизация существующего изделия, т.е. придание ему современного вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее технологического принципа.

Структура дизайн - проектирования коллекции моделей

Разработку дизайн - проекта новой коллекции моделей выполняют поэтапно.

Формулирование задачи дизайн-проектирования

На этом этапе осуществляют выбор объекта проектирования в соот­ветствии с целью и назначением разработки. Объектом дизайн - про­ектирования может быть единичная модель одежды, комплект, ансамбль, гардероб, коллекция моделей. Модный продукт разрабатывают и предлагают для продажи в соответствии с принципами сезонности, адресности и только по предварительному заказу. Одежда, созданная «просто так», как правило, не является конкурентоспособной. Поэтому при выборе объекта дизайнерской разработки определяют вид, сезон, потребительскую группу с учетом долгосрочных и краткосрочных прогнозов моды и маркетинговой программы фирмы-изготовителя.

При дизайн - проектировании коллекции моделей определяют особенности проектируемой коллекции в соответствии с целью, назначением и видом. Например, авторская коллекция будет зависеть от темы, номинации конкурса, для которого разрабатывают коллекцию моделей; перспективная и промышленная коллекции будут зависеть от маркетинговой политики и технологических условий предприятия-изготовителя.

Формирование концепции коллекции

Этап включает проведение маркетинговых исследований, поиск авторской идеи, выбор авторских инспираций.

Важнейшим звеном решения дизайнерской задачи на данном этапе является формулирование творческой концепции, так как она определяет ценностное, смысловое содержание проекта. Творческая концепция связана не только с мировоззрением ее автора, но и с основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом. Концепции в дизайне, как правило, отражают важные проблемы, которые волнуют человека, общество в ту или иную эпоху. Дизайн призван ориентироваться на потребности людей и вносить свой вклад в решение проблем.

Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, находятся в русле основных проблем дизайна своего времени и связаны с общими тенденциями изменения образа жизни. Но общие тенденции отражаются в разнообразных авторских концепциях, т.к. каждый дизайнер по-своему относится к функции проектируемой вещи, использует разные способы формообразования, предназначает свою одежду различным группам потребителей и т.п. Кроме того, специфика дизайна одежды заключается в том, что концепции находят свое воплощение, прежде всего, в визуальной форме. Концептуальность проявляется не только в самих моделях, но и создании определенного образа.

Создание дизайн-проекта коллекции

Этап включает разработку графической композиции, поиск тектоничных объемных композиций, создание конструктивно-технологической структуры проектируемых моделей, разработку макетов и первичных образцов моделей коллекции.

Первоочередной задачей данного этапа является создание худо­жественного образа в соответствии с концепцией и девизом коллекции на основе анализа информационного материала, собранного в результате творческого поиска на предыдущих этапах.

Формирование художественного образа коллекции осуществляют последовательно, раскрывая концептуальную идею коллекции путем поиска новых форм, фактурных, колористических и орнаментальных решений костюма в графических и объемных композициях. С этой целью используют навыки графического мастерства, технологические методы творчества, закономерности зрительного восприятия, методы наколки и конструктивного моделирования. Результатом дизайнерской разработки является коллекция моделей одежды, выполненная в материале.

Структура дизайн - проектирования представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура дизайн - проектирования коллекции моделей одежды

Наименование этапа

Результат выполнения этапа

1.Формулирование задачи дизайн -проектирования

Выбор объекта дизайнерского проектирования: вид, назначе­ние, адресность проектируе­мой коллекции, используемые материалы, конструктивно-технологическая целесообраз­ность

Исходные данные дизайн -проекта

2.Формирование концепции кол­лекции:

2.1.Проведение маркетинговых ис­следований

Изучение потребительского спроса, анализ продаж

Результаты маркетинговых исследований (фотоматериалы, анкеты, графики)

Анализ модных тенденций в развитии образных тем, ассор­тимента, формы костюма, тек­стиля, цвета, аксессуаров и т.д.

Исходная база для разработки «moodboard» (графические зарисовки, фотографии модных обра­зов, элементов костюма, образцы материалов, фурнитуры)

Изучение и анализ произведений искусства, науки, техники, культуры. Выбор творческого источника

Стилизованные графические зарисовки источника творчества. «Moodboard». Девиз коллекции

3. Создание дизайн-проекта

3.1.Разработка графической композиции

Создание графической компо­зиции коллекции в соответствии с её концепцией и девизом

Серия фор - эскизов коллекции

3.2.Разработка объемной композиции

Поиск базовой символ - фор­мы коллекции и оригинальной фактуры всех элементов кол­лекции методами конструк­тивного моделирования и на­колки. Выбор материалов

Серия "пространствен­ных" эскизов (графиче­ские зарисовки и фото­графии макетов образцов моделей). Серия творче­ских эскизов коллекции моделей. Многофигурная композиция коллекции моделей

  1. Вспомни, что общего и в чем отличие между эскизом и рисунком.
  2. В чем сущность творческого замысла?
  3. Каким требованиям должно отвечать изделие, изготовленное согласно творческому замыслу?
  4. Вспомни из младших классов, какое изделие называют макетом, а какое – моделью. Что между ними общего и в чем отличие? Для чего их изготавливают?
  5. Как ты понимаешь народную мудрость: "Семь раз отмерь – один раз отрежь"?

Рассмотри вещи, которыми ты пользуешься. Подумай, для чего они предназначены, из какого материала изготовлены, красивы ли они. Удобно ли ими пользоваться? Что ты хотел бы улучшить в их конструкции, отделке? Возможно, у тебя возникла мысль изготовить новогодние украшения или сделать подарок родным или друзьям? Любое изделие можно смастерить самому. Но что для этого необходимо знать, что уметь, чему научиться?

Что предшествует созданию изделия? В первую очередь, необходимо поразмышлять и дать ответ на главный вопрос: Каким я хочу видеть изделие? Для этого составляют творческий проект. Проект в переводе с английского означает «брошенный вперед замысел». Это технологическая деятельность человека, в процессе которой обосновывается и разрабатывается конструкция будущего изделия. Разработка проекта состоит из нескольких этапов. Первым из них является исследование и составление задач проекта. Наиболее распространенным и удачным методом решения этих задач является фантазирование, то есть представление, придумывание человеком чего-то нового, того, чего не существует. Мысленно сфантазированный замысел отображается в виде документа, который называют техническим описанием. В нем отмечают название и назначение изделия, описывают его геометрическую форму, вид материала, из которого предусматривается его изготовить, представляют способы отделки, перечень не- обходимых инструментов и другие данные.

Следующий этап – художественно-технический поиск. На этом этапе согласно техническому описанию разрабатываются различные варианты рисунков будущего изделия или их чертежа, эскизы модели или макеты.

Из младших классов тебе известно, что макет – это копия будущего изделия (рис. 172). Он выполняется с точным соблюдением пропорций и размеров изделия в увеличенном или уменьшенном виде.

Рис. 172. Макет стадиона «Олимпийский» в Киеве (а) и его современный вид (б)

Проектировщик, инженер-конструктор или дизайнер перед тем, как конструировать любое изделие, обязательно должен предусмотреть, как могут повлиять на него климатические условия (дождь, снег, ветер, высокая и низкая температура и т.п.). Особенно это необходимо учитывать при планировании строительства мостов, станций метрополитена, зданий, телебашен, транспортных средств. С этой целью сконструированный макет или модель помещают в специальные устройства для имитации действия на них указанных факторов. По результатам исследований в проект вносят соответствующие коррективы, что дает возможность предотвратить разрушение объектов, а также избежать материальных, энергетических и других расходов.

Модель – это упрощенное отражение изделия и его составных частей, выполненное в увеличенном или уменьшенном виде. Модели бывают статичные, то есть неподвижные (рис. 173), и динамичные, или подвижные (рис. 174).

Рис. 173. Статичные модели: а – дома; б – парусника; в – самолета

Рис. 174. Динамичные модели: а – катера; б – вертолета; в – автомобиля

Модели и макеты изготавливают из недорогих материалов, легко поддающихся обработке (бумага, картон, пластилин, фанера, шпон, текстильные и другие материалы). Из бумаги и текстильных материалов создают модели одежды, игрушек, сувениров; из пенопласта и картона – модели домов. Фанеру, шпон используют для моделирования летательных аппаратов, судов, транспортных средств. Как и каждое изделие, модели и макеты конструируются согласно чертежам. Изображения на них могут быть выполнены также в увеличенном или уменьшенном виде, но размеры на них проставляются действительные.

В настоящее время макеты и модели разрабатывают конструкторы-дизайнеры на компьютерах с помощью специальных программ (рис. 175). Процесс создания макета (модели) от его замысла до разработки соответствующих технических документов, содержащих все данные об этом объекте и технологии его изготовления (чертеж объекта, виды материалов, этапы изготовления, способы крепления конструктивных элементов и т. п.), называется макетированием (моделированием). Часто в повседневной жизни перед тобой будут возникать проблемы или задания, связанные с планированием и творческим проектированием. При этом необходимо будет уметь выполнить новые графические изображения будущих изделий или прочитать и усовершенствовать уже существующие. Их можно выполнять в натуральную величину, в увеличенном или уменьшенном виде.

Рис. 175. Моделирование макета дома с помощью компьютера

Рис. 176. Проекты графических изображений рамок для фотографий

Например: возникла необходимость разработки проекта рамки для фотографий. Для этого по собственному замыслу разрабатываются различные варианты их рисунков или эскизов, геометрические очертания внешних и внутренних контуров (рис. 176). Затем определяется материал для изготовления изделия. Предусматриваются особенности художественного оформления, а также выполняются расчеты стоимости будущего изделия. Из разработанных вариантов выбирается наиболее удачный рисунок или эскиз (макет или модель), который подлежит минимаркетинговым исследованиям, то есть изучению мнения о качестве изделия тех, кто будет им пользоваться в будущем. Для опросов разрабатывается анкета с рядом вопросов, например: Удовлетворяют ли Вас эстетический вид изделия и его размеры? Удобно ли будет пользоваться изделием? Устраивает ли предусмотренная цена изделия? Безопасно ли, по Вашему мнению, изделие в пользовании?

Согласно результатам такого исследования делают анализ ответов, замечаний и предложений, на основании которых дорабатывают проект будущего изделия и готовятся к его творческой защите. В процессе защиты проекта разработчик должен дать обоснованные ответы на все вопросы, объяснить свои рассуждения и подтвердить их аргументированными расчетами. При условии позитивного заключения пользователей завершается доработка объекта, создается последняя его копия. Далее приступают к изготовлению изделия, которое может стать красивым сувениром для родных, друзей (рис. 177).

Рис. 177. Общий вид рамки

Рис. 178. Оригинальные изделия, выпиленные из фанеры

В результате творческого проектирования появляются новые оригинальные изделия, имеющие необычную форму и красивую отделку (рис. 178). Если изделие состоит из нескольких конструктивных элементов, то все данные, необходимые для его изготовления, вносят в специальную таблицу (рис. 179). Об особенностях разработки, вычерчивания и использования кормушки ты узнаешь в дальнейшем на уроках трудового обучения.

Рис. 179. Схема конструирования кормушки

Рис. 180. Кормушки для птиц

Ознакомься с изображениями на рисунке 180. Попробуй выяснить, как называется изделие, из какого материала изготовлены его конструктивные элементы, каковы их размеры, как соединить их в конструкцию, какие инструменты для этого необходимы. Проанализируй конструкции и предложи изменения, которые могут улучшить качество изделий.

Новые термины

    проектирование, проект, фантазирование, художественно-конструкторский поиск, минимаркетинговые исследования, конфигурация.

Основные понятия

  • Архитектор – специалист по проектированию, конструированию и художественному оформлению строений.
  • Дизайн – художественное конструирование и отделка изделий, создание их новых видов и типов.
  • Дизайнер – специалист по художественному конструированию и отделке изделий, созданию их новых видов и типов.
  • Конструктор – специалист, который что-либо конструирует, создает конструкции.
  • Конфигурация – очертания внешней формы изделия.
  • Обрис – общий вид предмета, очерченный линией, которая ограничивает его поверхность.

Закрепление материала

  1. Какой вид деятельности человека называется проектированием?
  2. Какой документ называют проектом?
  3. В чем сущность фантазирования?
  4. Какие данные отображаются в техническом описании?
  5. В чем сущность художественно-конструкторского этапа проектирования?

Процесс проектирования представляет собой последовательное выполнение операций от исходной (получения заказа на разработку) до дизайнерского проекта.

Основным фактором, который определяет процесс проектиро­вания, является цель проекта. От нее зависит содержание и направление работы художника-конструктора, применяемые в процессе работы методы и сред­ства. В качестве цели проекта выступают свойства и функции изделий, необходимые обществу. Художнику-конструктору необ­ходимо спроектировать вещь та­кой, чтобы по полезности она превосходила свои аналоги. Процесс проектирования име­ет организационные формы. Он расчленяется на этапы, для каж­дого из которых ставятся свои задачи. Результаты этапов оформляются соответствующей нормативной документацией и материалами.

В соответствии с ГОСТ 2.103-68 «ЕСКД. Стадии раз­работки» установлено пять ос­новных стадий проектирования промышленных изделий. Всем стадиям инженерного проекти­рования соответствуют опреде­ленные этапы художественного конструирования, которые вме­сте образуют единый процесс со­здания промышленных изделий.

При инженерном или техни­ческом проектировании разра­батывается материальная основа изделия, а при художественном конструировании эта основа на­деляется удобством пользова­ния и красотой. Имея другие за­дачи, оно, таким образом, отли­чается от инженерного проекти­рования. Участие художника-конструктора в проектировании особенно важно в начале работы - на этапах предпроектного анализа и разработки художественно-конструкторских предложений, т. е. когда рождаются идея и за­мысел будущего изделия. На по­следующих этапах замысел раз­вивается и реально воплощает­ся в проекте.

1-й этап. Предварительный анализ и разработка технического зада­ния. Особенностью метода худо­жественного конструирования является системный поиск реше­ния, когда процесс проектирова­ния начинается задолго до по­явления чертежей. На первом этапе определяются требования, связанные с функционировани­ем изделия, и устанавливаются общие требования технической эстетики, которые всегда обес­печивают комплексный подход к проектируемому изделию.

Разработка технического зада­ния включает предварительный анализ, при котором ведется сбор информации о целях проек­та, устанавливаются материаль­но-технические возможности предприятий, которые будут вы­пускать проектируемое изделие, определяется потребность в нем и сфера потребления, характер спроса и сбыта, комплекс техно­логических требований, место изделия в коплексе функцио­нально связанных с ним вещей, перспективы развития техники и технологии производства и другие вопросы социально-эко­номического характера.



При разработке технического задания в процессе проектирования объектов техники определя­ются общие эргономические требования и дальнейшие спе­циальные исследования, которые необходимо провести. Принци­пы, методы и требования эрго­номики находят отражение и на всех последующих этапах худо­жественного конструирования.

На первом этапе анализа со­циальных потребностей и тех­нико-экономических возможнос­тей учитываются характерные черты формы, стилевая направ­ленность и формируется систе­ма ограничений, которая вместе с установленными общими зада­чами проектирования служит основой для предварительной оценки проектной ситуации и определения желаемых свойств проектируемого изделия. Пониманию и формированию общей задачи проектирования в значи­тельной мере способствует зна­комство художника-конструкто­ра с прототипами изделия.

Предварительный анализ на первом этапе способствует ква­лифицированному участию ху­дожника-конструктора в разра­ботке технического задания на проектирование и позволяет на­метить проектную стратегию.

Техническое задание на худо­жественное конструирование представляет собой документ (составляется только заказчиком или совместно с исполнителем, утверждается заказчиком и ис­полнителем) , в котором устанав­ливаются назначение, техничес­кие и экономические характери­стики объекта проектирования, потребительские и другие требо­вания к нему, а также стадии разработки. При этом на любой стадии допускается при взаим­ном согласовании и утвержде­нии внесение изменений в за­дание.

2-й этап. Разработка художественно-конструкторских предложений. После получения задания худо­жник-конструктор приступает к разработке предварительных ва­риантов художественно-конст­рукторских предложений. Этот процесс ведется параллельно с углубленным анализом исход­ной проектной ситуации и про­тотипов.

В начальной стадии проекти­рования художник-конструктор, анализируя исходную ситуацию, выясняет, чем она не удовле­творяет человека и что в ней до­лжно быть изменено. При этом он изучает потребности в кон­кретном изделии, выявляет тен­денции в развитии его формы и функции, технические характе­ристики, особенности эксплуата­ции и пути оптимизации функ­ционального процесса и т. д. Важную роль в этом анализе играют сведения об аналогах, т. е. лучших и близких к проек­тируемому изделию образцах, и прототипах. Необходимо иметь в виду, что аналоги - это те из­делия, которые уже существуют. Но в процессе проектирования могут быть созданы (например, в другой стране) более совер­шенные, поэтому требования к разрабатываемому изделию могут существенно измениться. Изучение динамики развития изделий (построенных в цепочку прототипов) позволяет выявить культурно-историческую тенден­цию в смене их различных свойсгв, а также факторы, обу­словившие эти смены. Такой анализ способствует форми­рованию проектного замыс­ла и выявлению возможно­го дальнейшего развития из­делия. В практике нередки слу­чаи, когда созданию качествен­ных изделий способствовало изучение отдаленных прототи­пов.

Важным моментом в процессе анализа исходной ситуации, аналогов и прототипов является установление объективных функциональных, конструктив­ных и других условий формооб­разования.

Художник-конструктор дол­жен знать технические возмож­ности и условия формообразо­вания изделий, поэтому при анализе аналогов изучаются осо­бенности их конструктивного решения, технологии производ­ства, свойства материалов. Та­кое исследование позволяет не только точнее разрабатывать требования к будущему изде­лию, но и успешнее реализовывать их в проекте.

На основании анализа анало­гов и прототипов делается также вывод о строении формы изделия. Композиционный ана­лиз формы позволяет выявить систему функциональных и кон­структивных связей и комп­лексно оценить достоинства и недостатки формы, функции и конструкции изделия. Поэтому анализы функции, конструкции и формы взаимно дополняют друг друга.

Кроме анализа аналогов и про­тотипов объекта - так называ­емого ретроспективного модели­рования и установления сово­купности требований к нему - конструктивного моделирования, важным средством в поиске проектного замысла является прогнозирование - перспектив­ное моделирование. Прогнозиро­вание основывается на правиль­ном построении идеала будуще­го предмета и основных направ­лениях движения к нему с учетом закономерных изменений социальных, технико-экономиче­ских и других условий. Каждая последующая перспективная мо­дель должна органически выра­стать из предыдущей, устраняя присущие ей недостатки. Такое исследование способствует более правильному определению задач в настоящем.

В целом «проектное исследо­вание призвано упорядочить познавательную деятельность дизайнера, направить ее в русло реализации проектного замысла, наполнения его конкретным со­держанием. В свою очередь проектный замысел дает воз­можность устанавливать связи между далеко отстоящими друг от друга научными данными, ви­деть за частными решениями цели проектирования».

Итак, выполнив анализ и исследования, художник-конст­руктор определяет комплекс требований к проектируемому объекту. Устанавливаются дей­ствующие нормы, оптимальный ассортимент изделий (если тре­буется), функциональные, фор­мообразующие и другие требо­вания, разрабатываются мето­дические указания и т. д. На основе выявленных требований определяются условия наилуч­шего функционирования изде­лия с участием человека, т. е. связи в системе ЧМС. Требова­ния располагаются в зависимо­сти от их важности, что затем учитывается при решении по­ставленной задачи.

На основании установленных требований, а также норматив­ных материалов, художник-кон­структор разрабатывает вариан­ты художественно-конструктор­ских предложений проектируе­мого объекта, которые еще не являются проектами изделия, но уже включают данные, необ­ходимые для формирования замысла и реализации его в про­екте. После согласования с заказчиком один из вариантов художественно-конструкторских предложений принимается для дальнейшей разработки.

3-й этап. Разработка эскизного художественно-конструкторского проекта. На этом этапе, тесно связанном с инженерным про­ектированием, определяются общая структура, кинематиче­ская, электрическая и другие схемы технических объектов, конструкционные и отделочные материалы, покупные изделия или детали, габариты узлов и изделий, применяемые конст­руктивные решения, ведется поиск и отработка формы. Ху­дожник-конструктор осущест­вляет эскизный поиск будущего изделия на основе принятых ре­шений по его конструкции и технологии изготовления, дан­ных эргономических исследова­ний и других, что отвечает ком­плексу требований технической эстетики. При проектировании технических объектов взаимо­действие конструктивных и ком­позиционных факторов - основ­ной момент поиска.

На этапе разработки эскизно­го художественно-конструктор­ского проекта рождается, как правило, большое количество ре­шений. Эскизы изделий выпол­няются в виде рисунков л чер­тежей, что позволяет оператив­но вносить различные измене­ния. Помимо изготовления эскизов, художник-конструктор ведет поиск и отработку форм изделия с помощью моделирования и макетирования. Модель отражает объемно-пространст­венное решение проектируемого изделия, а макет, кроме того, и его цвет, фактуру материала и графические элементы. Моде­ли и макеты всего изделия или отдельных узлов выполняются, как правило, в условном мате­риале (дереве, гипсе, бумаге, картоне, пластилине и т. д.).

Эскизные проекты подверга­ются всестороннему анализу, в результате которого выбирается один или несколько лучших ва­риантов. В соответствии с СХКД ВНИИТЭ, эскизный художест­венно-конструкторский проект представляет собой совокуп­ность документов, которые со­держат основные принципиаль­ные художественно-конструк­торские решения и обоснования выбранного варианта. После согласования с заказчиком и ут­верждения эскизный проект служит основанием для дальней­шей разработки.

4-й этап. Разработка технического ху­дожественно - конструкторского проекта. Этот этап соответствует разработке технического проек­та. Ранее принятый эскизный проект отрабатывается оконча­тельно. Разрабатываются узлы и элементы конструкций, прове­ряется осуществимость и целе­сообразность предложенных ре­шений, анализируется с инже­нерных позиций схема компо­новки. Художник-конструктор должен учесть в форме изделия все изменения, которые могут произойти в процессе инженер­ного проектирования, поэтому он должен хорошо знать конст­рукцию изделия, технологию его производства.

На данном этапе проектирова­ния решают также вопросы вы­бора рациональных конструкци­онных материалов, оптимальной технологии изготовления изде­лий, унификации узлов и дета­лей. Важное значение имеет эргономический анализ проекти­руемого изделия и дальнейшая разработка его с учетом эргоно­мических требований.

Когда вопросы формы изделия в целом уже решены, художник-конструктор более тщательно отрабатывает форму отдельных деталей, и особенно тех, кото­рые связаны с удобством пользо­вания изделием. Окончательно отрабатываются цветовое реше­ние изделия и фактура поверх­ности. Вместе с технологом, фи­зиологом и другими специали­стами художник-конструктор подбирает необходимые облицо­вочные и отделочные материа­лы, так как, кроме эстетических требований, цвет и фактура по­верхности должны удовлет­ворять требованиям физио­логии.

При разработке технического (художественно-конструкторско­го проекта отдельные техничес­кие параметры изделия, техноло­гические возможности производ­ства, эргономические требования, композиционный замысел и дру­гие параметры могут оказаться в некотором противоречии. По­этому для художника-конструк­тора важной задачей на данном этапе является координация работы многих специалистов и увязка различных параметров будущего изделия. Он должен отдать предпочтение той или иной группе формообразующих факторов в зависимости от назначения изделия и главных задач проектирования. Оценка совместимости факторов может привести к уточнению и изменению, но уже на более высоком уровне, отдельных параметров изделия. Это, как правило, связано с уточнением комплекса исходных данных, а иногда с новым истолкованием проблемы и изменением технического задания, так как процесс художественного конструирования сложный и обратимый. Лишь после многократных поисков художник-конструктор находит вариант, который удовлетворяет всем требованиям. Но после этого он еще анализирует и оценивает потребительские свойства изделия, его социальную роль. После этого результаты представляются на утверждение.

На этапе разработки техниче­ского художественно-конструк­торского проекта, кроме черте­жей общего вида, компоновоч­ных, декоративно-графических элементов и технического ри­сунка изделия (перспективного изображения), выполняют моде­ли и макеты в условном мате­риале (или используют утверж­денные на предыдущем этапе и доработанные с учетом замеча­ний). При разработке сложных и новых изделий иногда изго­товляют действующие модели в натуральную величину, кото­рые наиболее полно характери­зуют их реальные потребитель­ские свойства. Особенно необ­ходимы такие модели при про­ектировании сложных объектов, имеющих криволинейное очер­тание поверхности. Они служат не только для отработки формы, но и для разработки точных кон­структивных чертежей криволи­нейных элементов и шаблонов.

Художественное конструиро­вание изделий со сложной фор­мой может вестись с применени­ем электронных устройств. Ав­томатизированное проектирова­ние, например, широко приме­няется при разработке кузовов автомобилей. Оно обеспечивает точную информацию о поверх­ности и основных образующих линиях макета кузова, дает возможность точно воспроизве­сти форму опытных и серийных образцов, освобождает художни­ков-конструкторов и макетчи­ков от работ, связанных с постро­ением перспективных изобра­жений, замерами, и значительно сокращает процесс художест­венного конструирования в це­лом. Наличие единого носителя информации (например, перфо­ленты), сохраняемой на всех этапах проектирования, избав­ляет от недостатков обычного проектирования, а именно от­клонений и наслоения ошибок на каждом из последующих эта­пов и при изготовлении опытно­го образца. Однако приоритет в решении творческих задач оста­ется за человеком.

При проектировании большинства изделий для серийного производства необходимо изго­товлять макетный образец - действующее изделие, которое, кроме формы изделия, отражает его цвет, фактуру материала, графические элементы.

В технический художествен­но-конструкторский проект, кро­ме чертежей и макетов, входят также пояснительная записка, схемы и расчеты. Пояснитель­ная записка включает обосно­вание и описание художествен­но-конструкторского решения и перечень требований и замеча­ний к последующей разработке или изготовлению. На схемах, номенклатура которых опреде­ляется в зависимости от сложно­сти проектируемого изделия, по­казываются его составные части и связи между ними в условных изображениях или обозначени­ях. В расчетах, произведенных исполнителем, по согласованию с заказчиком приводятся дан­ные, необходимые для обоснова­ния принятых решений.

Таким образом, технический художественно-конструкторский проект представляет совокуп­ность документов, которые со­держат полные и окончательные решения художественного кон­струирования проектируемого изделия, его технико-экономиче­ские показатели.

Рабочее проектирование. На этом этапе разрабатываются ра­бочие чертежи изделия. Вопро­сы формообразования уже реше­ны на предыдущих этапах, и объем работы художника-кон­структора резко уменьшается.

При выполнении рабочих черте­жей он выступает в роли консультанта. Художник-конструк­тор контролирует или непосред­ственно участвует в разработке шаблонов и сложных чертежей, связанных с формой поверхно­сти изделий (плазовые черте­жи), а также в выполнении раз­личных надписей.

Определенные трудности, свя­занные с технологическими воз­можностями предприятия-изго­товителя, могут обнаружиться уже при разработке чертежей технологической оснастки. Воз­никает необходимость внесения некоторых корректив в форму изделия. Эти вопросы должны решаться только художником-конструктором или при его уча­стии.

По выполненным рабочим чертежам изготавливают один или несколько опытных образ­цов, которые предназначены для художественно-конструкторской оценки нового изделия, а также для испытаний на соответствие функциональному назначению, прочность, долговечность и т. д.

Общие положения. Процесс проектирования представляет собой последовательное выполнение операций от исходной {получения заказа на разработку) до дизайнерского проекта.

Основным фактором, который определяет процесс проектирования, является цель проекта. От нее зависит содержание и направление работы художника-конструктора, применяемые в процессе работы методы и средства. В качестве цели проекта выступают свойства и функции изделий, необходимые обществу. Художнику-конструктору необходимо спроектировать вещь такой, чтобы по полезности она превосходила свои аналоги.

Процесс проектирования имеет организационные формы. Он расчленяется на этапы, для каждого из которых ставятся свои задачи. Результаты этапов оформляются соответствующей нормативной документацией и материалами.

В соответствии с ГОСТ 2.103-68 «ЕСКД. Стадии разработки» установлено пять основных стадий проектирования промышленных изделий. Всем стадиям инженерного проектирования соответствуют определенные этапы художественного конструирования, которые вместе образуют единый процесс создания промышленных изделий (табл. 5.3).

При инженерном или техническом проектировании разрабатывается материальная основа изделия, а при художественном конструировании эта основа наделяется удобством пользования и красотой. Имея другие задачи, оно, таким образом, отличается от инженерного проектирования.

Участие художника-конструктора в проектировании особенно важно в начале работы - на этапах предпроектного анализа и разработки художественно-конструкторских предложений, т. е. когда рождаются идея и замысел будущего изделия. На последующих этапах замысел развивается и реально воплощается в проекте.

Предварительный анализ и разработка технического задания. Особенностью метода художественного конструирования является системный поиск решения, когда процесс проектирования начинается задолго до появления чертежей. На первом этапе определяются требования, связанные с функционированием изделия, и устанавливаются общие требования технической эстетики, которые всегда обеспечивают комплексный подход к проектируемому изделию.



Разработка технического задания включает предварительный анализ, при котором ведется сбор информации о целях проекта, устанавливаются материально-технические возможности предприятий, которые будут выпускать проектируемое изделие, определяется потребность в нем и сфера потребления, характер спроса и сбыта, комплекс технологических требований, место изделия в комплексе функционально связанных с ним вещей, перспективы развития техники и технологии производства и другие вопросы социально-экономического характера.

Табл. 8.3 . Содержание этапов художественного конструирования

Стадии инженерного проектирования Этапы художественного конструирования изделий Результаты работы художника-конструктора
Техническое задание Разработка технического задания: Предварительный анализ проектной ситуации Формулировка художественно-конструкторской проблемы Составление технического задания на проектирование Техническое задание
Техническое предложение Разработка художественно-конструкторских предложений: Исследования по соответствующим проблемам социологии, эргономики, типологии с целью получения необходимых данных для проектирования изделия Определение требований технической эстетики и эргономики к разрабатываемому изделию Определение художественно-конструкторской задачи Разработка предварительных вариантов художественно-конструкторских предложений Согласование художественно-конструкторских предложений Художественно-конструкторские предложения: Данные предпроектных исследований Требования технической эстетики и эргономики к изделию Формулирование художественно-конструкторской задачи Варианты компоновочных схем изделия Художественно-конструкторские предложения
Эскизный проект Разработка эскизного художественно-конструкторского проекта: Анализ и выбор вариантов художественно-конструкторских предложений Изучение конструкций, материалов и технологии изготовления изделий Разработка эскизных вариантов изделия в графике и в объеме (с учетом данных эргономики и др.) Анализ и выбор эскизных вариантов Эскизный проект: Варианты художественно-конструкторских предложений Данные о конструктивных решениях, свойствах материалов и технологии Эскизы и поисковые модели изделия Окончательный вариант эскизного решения изделия
Технический проект Разработка технического художественно-конструкторского проекта: Окончательная компоновка изделия Художественно-конструкторская проработка формы Разработка сложных поверхностей Выбор конструкторских и отделочных материалов Моделирование и макетирование Оформление проекта Согласование технического проекта Технический художественно-конструкторский проект: Компоновочные чертежи Чертежи внешнего вида изделия Эскизы узлов внешней формы Эскизы сложных поверхностей Модель или макет изделия Пояснительная записка
Разработка рабочей конструкторской документации Рабочее проектирование: Разработка теоретических чертежей сложных поверхностей Разработка чертежей узлов и деталей Согласование рабочей документации Рабочие чертежи: Теоретические чертежи сложных поверхностей Чертежи узлов и деталей, наиболее существенных для внешнего вида изделия

При разработке технического задания в процессе проектирования объектов техники определяются общие эргономические требования и дальнейшие специальные исследования, которые необходимо провести. Принципы, методы и требования эргономики находят отражение и на всех последующих этапах художественного конструирования (табл. 15.2) .

На первом этапе анализа социальных потребностей и технико-экономических возможностей учитываются характерные черты формы, стилевая направленность и формируется система ограничений, которая вместе с установленными общими задачами проектирования служит основой для предварительной оценки проектной ситуации и определения желаемых свойств проектируемого изделия. Пониманию и формированию общей задачи проектирования в значительной мере способствует знакомство художника-конструктора с прототипами изделия.

Предварительный анализ на первом этапе способствует квалифицированному участию художника-конструктора в разработке технического задания на проектирование и позволяет наметить проектную стратегию.

Табл. 8.3. Примерное содержание эргономических задач на стадиях проектирования технических объектов

Стадии проектирования Основные эргономические задачи Результаты работы
Техническое задание Определение назначения объекта проектирования, анализ аналогов и прототипов и их эргономическая характеристика Эргономический анализ деятельности человека в действующей системе «человек - машина - среда» (ЧМС) или составление программы проектирования деятельности человека во вновь создаваемой системе ЧМС Выявление потребности и проведение специальных эргономических исследований Ориентировочное распределение функций в системе «человек - машина» Определение ориентировочных эргономических требований к объекту проектирования на основе нормативных документов, справочных материалов и результатов работы по вышеназванным пунктам Ориентировочная профессиограмма деятельности человека Предварительные эргономические требования к работающему человеку, оборудованию, рабочему месту, производственной среде Программа специальных эргономических исследований
Техническое предложение и эскизный проект Уточнение распределения функций в системе «человек - машина» и разработка укрупненных алгоритмов работы человека Разработка вариантов эргономического решения объекта (или ориентировочных эргономических требований к работающему человеку, оборудованию, рабочему месту, производственной среде) Проведение специальных эргономических исследований (в случае, если выявлена потребность в них) Уточнение алгоритмов работы эргономических требований на основе исследований в лабораторных и производственных условиях Варианты эргономического решения объекта (или конкретизированные эргономические требования)
Технический проект Окончательное распределение функций в системе «человек - машина» и разработка детальных алгоритмов работы человека Выбор предпочтительного варианта эргономического решения объекта (или определение окончательных эргономических требований и их реализация в проекте) Комплексная оценка эргономического решения объекта (или опенка степени реализации эргономических требований) аналитическими методами и методами моделирования Окончательное эргономическое решение объекта (или окончательные эргономические требования) Результаты экспертизы проектных решений
Разработка рабочей конструкторской документации и испытания Анализ и экспериментальная оценка созданного изделия в реальных условиях эксплуатации Предложения по совершенствованию (доводке) изделия и соответствующей корректировке проекта Эргономическая оценка качества изделия Разработка эргономических требований к конструкциям по эксплуатации и обслуживанию Эргономическая характеристика оборудования, рабочие мест, производственной среды; предложения по их совершенствованию Эргономические требования к конструкциям по эксплуатации и обслуживанию оборудования

Техническое задание на художественное конструирование представляет собой документ (составляется только заказчиком или совместно с исполнителем, утверждается заказчиком и исполнителем), в котором устанавливаются назначение, технические и экономические характеристики объекта проектирования, потребительские и другие требования к нему, а также стадии разработки. При этом на любой стадии допускается при взаимном согласовании и утверждении внесение изменений в задание.

Разработка художественно-конструкторских предложений. После получения задания художник-конструктор приступает к разработке предварительных вариантов художественно-конструкторских предложений. Этот процесс ведется параллельно с углубленным анализом исходной проектной ситуации и прототипов.

В начальной стадии проектирования художник-конструктор, анализируя исходную ситуацию, выясняет, чем она не удовлетворяет человека и что в ней должно быть изменено. При этом он изучает потребности в конкретном изделии, выявляет тенденции в развитии его формы и функции, технические характеристики, особенности эксплуатации и пути оптимизации функционального процесса и т. д. Важную роль в этом анализе играют сведения об аналогах, т. е. лучших и близких к проектируемому изделию образцах, и прототипах. Необходимо иметь в виду, что аналоги - это те изделия, которые уже существуют.

Но в процессе проектирования могут быть созданы (например, в другой стране) более совершенные, поэтому требования к разрабатываемому изделию могут существенно измениться. Изучение динамики развития изделий (построенных в цепочку прототипов) позволяет выявить культурно-историческую тенденцию в смене их различных свойств, а также факторы, обусловившие эти смены. Такой анализ способствует формированию проектного замысла и выявлению возможного дальнейшего развития изделия. В практике нередки случаи, когда созданию качественных изделий способствовало изучение отдаленных прототипов.

Важным моментом в процессе анализа исходной ситуации, аналогов и прототипов является установление объективных функциональных, конструктивных и других условий формообразования.

Художник-конструктор должен знать технические возможности и условия формообразования изделий, поэтому при анализе аналогов изучаются особенности их конструктивного решения, технологии производства, свойства материалов. Такое исследование позволяет не только точнее разрабатывать требования к будущему изделию, но и успешнее реализовывать их в проекте.

На основании анализа аналогов и прототипов делается также вывод о строении формы изделия. Композиционный анализ формы позволяет выявить систему функциональных и конструктивных связей и комплексно оценить достоинства и недостатки формы, функции и конструкции изделия. Поэтому анализы функции, конструкции и формы взаимно дополняют друг друга.

Кроме анализа аналогов и прототипов объекта - так называемого ретроспективного моделирования и установления совокупности требований к нему - конструктивного моделирования, важным средством в поиске проектного замысла является прогнозирование - перспективное моделирование. Прогнозирование основывается на правильном построении идеала будущего предмета и основных направлениях движения к нему с учетом закономерных изменений социальных, технико-экономических и других условий. Каждая последующая перспективная модель должна органически вырастать из предыдущей, устраняя присущие ей недостатки. Такое исследование способствует более правильному определению задач в настоящем.

Прогнозирование может быть кратко-, средне- и долгосрочным, соответственно на 5-15, 15-25 лет и более отдаленную перспективу. В первом случае оно наиболее детально и близко смыкается с текущим проектированием, так как художник-конструктор опирается на сложившиеся или формирующиеся тенденции. При этом прогнозе формируется проектный идеал изделия с учетом изменения к моменту его появления условий (социальных, технических и др.). Прогнозирование формы изделия имеет значение лишь в связи с его содержанием, так как проектный идеал реализуется далеко не всегда: при приближении к идеалу последний заменится на новый, соответствующий своему времени. Однако движение от исходной ситуации к прогнозируемой уже осуществляется.

При среднесрочном прогнозировании главное внимание уделяется содержанию предмета, а не материалам и технологии его производства, которые в будущем могут существенно измениться. Форма предмета прогнозируется условно или вообще не прогнозируется. Таким образом, прогнозирование ведется на уровне идей и выходит за рамки проектирования.

При долгосрочном прогнозировании технико-технологические ограничения не учитываются, а выдвигаются идеалы развития предметной среды. Точные сроки реализации прогнозов установить невозможно.

В целом «проектное исследование призвано упорядочить познавательную деятельность дизайнера, направить ее в русло реализации проектного замысла, наполнения его конкретным содержанием. В свою очередь проектный замысел дает возможность устанавливать связи между далеко отстоящими друг от друга научными данными, видеть за частными решениями цели проектирования».

Итак, выполнив анализ и исследования, художник-конструктор определяет комплекс требований к проектируемому объекту. Устанавливаются действующие нормы, оптимальный ассортимент изделий (если требуется), функциональные, формообразующие и другие требования, разрабатываются методические указания и т. д. На основе выявленных требований определяются условия наилучшего функционирования изделия с участием человека, т. е. связи в системе ЧМС. Требования располагаются в зависимости от их важности, что затем учитывается при решении поставленной задачи.

На основании установленных требований, а также нормативных материалов, художник-конструктор разрабатывает варианты художественно-конструкторских предложений проектируемого объекта, которые еще не являются проектами изделия, но уже включают данные, необходимые для формирования замысла и реализации его в проекте. После согласования с заказчиком один из вариантов художественно-конструкторских предложений принимается для дальнейшей разработки.

В соответствии с СХКД ВНИИТЭ художественно-конструкторское предложение представляет совокупность документов, которые содержат обоснование целесообразности разработки последующей художественно-конструкторской документации проектируемого изделия.

Разработка эскизного художественно-конструкторского проекта. На этом этапе, тесно связанном с инженерным проектированием, определяются общая структура, кинематическая, электрическая и другие схемы технических объектов, конструкционные и отделочные материалы, покупные изделия или детали, габариты узлов и изделий, применяемые конструктивные решения, ведется поиск и отработка формы. Художник-конструктор осуществляет эскизный поиск будущего изделия на основе принятых решений по его конструкции и технологии изготовления, данных эргономических исследований и других, что отвечает комплексу требований технической эстетики. При проектировании технических объектов взаимодействие конструктивных и композиционных факторов - основной момент поиска.

На основе установленных инженером схем, узлов, габаритов художник-конструктор разрабатывает различные варианты компоновки узлов и элементов изделия и ищет соответствующие им композиционные решения. В процессе формообразования изделия компоновка, т. о. составление целого из отдельных частей (компонентов) в соответствии с замыслом, играет очень важную роль, так как здесь определяются основные объемно-пространственные характеристики формы. Предложенные варианты прорабатываются инженером с привлечением при необходимости расчетных методов. В процессе такой разработки у инженера-конструктора могут возникнуть замечания и предложения для художника-конструктора. Последний в свою очередь может выдвинуть предложения по новым конструктивным решениям. Поиск форм и конструктивного решения изделия является творческим процессом, и оптимальный вариант может быть найден только при учете всех требований и предложений, которые выдвигают инженер-конструктор и художник-конструктор.

На этапе разработки эскизного художественно-конструкторского проекта рождается, как правило, большое количество решений. Эскизы изделий выполняются в виде рисунков и чертежей, что позволяет оперативно вносить различные изменения. Помимо изготовления эскизов, художник-конструктор ведет поиск и отработку форм изделия с помощью моделирования и макетирования. Модель отражает объемно-пространственное решение проектируемого изделия, а макет, кроме того, и его цвет, фактуру материала и графические элементы. Модели и макеты всего изделия или отдельных узлов выполняются, как правило, в условном материале (дереве, гипсе, бумаге, картоне, пластилине и т. д.).

Эскизные проекты подвергаются всестороннему анализу, в результате которого выбирается один или несколько лучших вариантов. В соответствии с СХКД ВНИИТЭ, эскизный художественно-конструкторский проект представляет собой совокупность документов, которые содержат основные принципиальные художественно-конструкторские решения и обоснования выбранного варианта. После согласования с заказчиком и утверждения эскизный проект служит основанием для дальнейшей разработки.

Разработка технического художественно - конструкторского проекта. Этот этап соответствует разработке технического проекта. Ранее принятый эскизный проект отрабатывается окончательно. Разрабатываются узлы и элементы конструкций, проверяется осуществимость и целесообразность предложенных решений, анализируется с инженерных позиций схема компоновки. Художник-конструктор должен учесть в форме изделия все изменения, которые могут произойти в процессе инженерного проектирования, поэтому он должен хорошо знать конструкцию изделия, технологию его производства.

На данном этапе проектирования решают также вопросы выбора рациональных конструкционных материалов, оптимальной технологии изготовления изделий, унификации узлов и деталей. Важное значение имеет эргономический анализ проектируемого изделия и дальнейшая разработка его с учетом эргономических требований.

Когда вопросы формы изделия в целом уже решены, художник-конструктор более тщательно отрабатывает форму отдельных деталей, и особенно тех, которые связаны с удобством пользования изделием. Окончательно отрабатываются цветовое решение изделия и фактура поверхности. Вместе с технологом, физиологом и другими специалистами художник-конструктор подбирает необходимые облицовочные и отделочные материалы, так как, кроме эстетических требований, цвет и фактура поверхности должны удовлетворять требованиям физиологии.

При разработке технического художественно-конструкторского проекта отдельные технические параметры изделия, технологические возможности производства, эргономические требования, композиционный замысел и другие параметры могут оказаться в некотором противоречии. Поэтому для художника-конструктора важной задачей на данном этапе является координация работы многих специалистов и увязка различных параметров будущего изделия. Он должен отдать предпочтение той или иной группе формообразующих факторов в зависимости от назначения изделия и главных задач проектирования. Оценка совместимости факторов может привести к уточнению и изменению, но уже на более высоком уровне, отдельных параметров изделия. Это, как правило, связано с уточнением комплекса исходных данных, а иногда -с новым истолкованием проблемы и изменением технического задания, так как процесс художественного конструирования сложный и обратимый. Лишь после многократных поисков художник конструктор находит вариант, который удовлетворяет всем требованиям. Но после этого он еще анализирует и оценивает потребительские свойства изделия, его социальную роль. После этого результаты представляются на утверждение.

На этапе разработки технического художественно-конструкторского проекта, кроме чертежей общего вида, компоновочных, декоративно-графических элементов и технического рисунка изделия (перспективного изображения), выполняют модели и макеты в условном материале (или используют утвержденные на предыдущем этапе и доработанные с учетом замечаний). При разработке сложных и новых изделий иногда изготовляют действующие модели в натуральную величину, которые наиболее полнохарактеризуют их реальные потребительские свойства. Особенно необходимы такие модели при проектировании сложных объектов, имеющих криволинейное очертание поверхности. Они служат не только для отработки формы, но и для разработки точных конструктивных чертежей криволинейных элементов и шаблонов.

Художественное конструирование изделий со сложной формой может вестись с применением электронных устройств. Автоматизированное проектирование, например, широко применяется при разработке кузовов автомобилей. Оно обеспечивает точную информацию о поверхности и основных образующих линиях макета кузова, дает возможность точно воспроизвести фирму опытных и серийных образцов, освобождает художников-конструкторов и макетчиков от работ, связанных с построением перспективных изображений, замерами, и значительно сокращает процесс художественного конструирования в целом. Наличие единого носителя информации (например, перфоленты), сохраняемой на всех этапах проектирования, избавляет от недостатков обычного проектирования, а именно отклонений и наслоения ошибок на каждом из последующих этапов и при изготовлении опытного образца. Однако приоритет в решении творческих задач остается за человеком.

При проектировании большинства изделий для серийного производства необходимо изготовлять макетный образец - действующее изделие, которое, кроме формы изделия, отражает его цвет, фактуру материала, графические элементы.

В технический художественно-конструкторский проект, кроме чертежей и макетов, входят также пояснительная записка, схемы и расчеты. Пояснительная записка включает обоснование и описание художественно-конструкторского решения и перечень требований и замечаний к последующей разработке или изготовлению. На схемах, номенклатура которых определяется в зависимости от сложности проектируемого изделия, показываются его составные части и связи между ними в условных изображениях или обозначениях. В расчетах, произведенных исполнителем, по согласованию с заказчиком приводятся данные, необходимые для обоснования принятых решений.

Таким образом, технический художественно-конструкторский проект представляет совокупность документов, которые содержат полные и окончательные решения художественного конструирования проектируемого изделия, его технико-экономические показатели.

Рабочее проектирование. На этом этапе разрабатываются рабочие чертежи изделия. Вопросы формообразования уже решены на предыдущих этапах, и объем работы художника-конструктора резко уменьшается. При выполнении рабочих чертежей он выступает в роли консультанта. Художник-конструктор контролирует или непосредственно участвует в разработке шаблонов и сложных чертежей, связанных с формой поверхности изделий (плазовые чертежи), а также в выполнении различных надписей.

Определенные трудности, связанные с технологическими возможностями предприятия-изготовителя, могут обнаружиться уже при разработке чертежей технологической оснастки. Возникает необходимость внесения некоторых корректив в форму изделия. Эти вопросы должны решаться только художником-конструктором или при его участии.

По выполненным рабочим чертежам изготавливают один или несколько опытных образцов, которые предназначены для художественно-конструкторской оценки нового изделия, а также для испытаний на соответствие функциональному назначению, прочность, долговечность и т. д. Образцы должны быть изготовлены из тех же материалов, которые предусмотрены проектом для массового производства. Замена материалов, изменение отделки не допускаются, так как это может исказить идею проекта и изменить внешний вид изделия. При изготовлении опытных образцов художник-конструктор осуществляет авторский надзор.

В результате испытаний, условия которых должны быть близки к эксплуатационным, проверяется правильность всех принятых в процессе проектирования решений. На основании заключения по испытанию в проект могут быть внесены соответствующие коррективы, в том числе касающиеся формы изделия. Художник-конструктор является полноправным членом группы специалистов, которые осуществляют испытание и дают заключение по его результатам. При необходимости поправки, связанные с формой изделия, вносятся в чертежи им или с ним согласуются.

Отметим еще два важных аспекта процесса художественного конструирования, связанные с использованием средств графического дизайна при создании промышленных изделий и технологическими работами.

Человек получает необходимые сведения о промышленных изделиях посредством различной информации, носителями которой являются и сами изделия. Так, на многие изделия даются различные буквенно-цифровые тексты, знаки, символы и другая информация. Цвет при этом используется как самостоятельное средство (кодовая информация) или вспомогательное для нанесения буквенных знаковых изображений. Информационные тексты на изделиях называются цветографическими.

Графическое решение изделия может быть найдено в том случае, если будет определен комплекс всех задач. Так, необходимо правильно классифицировать цветографические сообщения (общая характеристика изделия, способ обращения, специальные надписи и т. д.), выбрать принятые в графике алфавиты (шрифтовые, цветовые и т. д.) с учетом соответствия их образу изделия и фирмы-производителя, их стилю, хорошо читаемые и т. д. Графическое решение необходимо соотносить с требованиями к предметной среде в целом и местом, которое в этой среде займет проектируемый предмет. Важным вопросом является правильное отражение значимости цветографических сообщений. Например, для средств производства наиболее важно отразить способ обращения с объектом. В изделиях индивидуального пользования предпочтение отдается товарным знакам и названиям, а сведения о способе обращения переносятся в сопроводительные документы. Графическое оформление средств массового обслуживания (телефонов-автоматов, бензоколонок и т. д.) предназначено в первую очередь для сообщения о принципе их работы. В таких объектах, как игральные автоматы, цветографическое решение настолько активно (в целях зазвать человека, создать игровой образ), что «уничтожает» саму вещь как материальный объект. Это экстремальный случай применения цветографики.

При разработке графического оформления необходимо согласовать все его элементы. В значительной мере этому может способствовать достижение общности начертания букв, цифр и знаков, пропорциональности элементов, необходимых характеристик цвета и т. д.

Художественно - конструкторский проект реализуется в изделие на производстве. Поэтому в процессе художественного конструирования разрабатывается также технология производства изделия, которая является связующим звеном между проектом и его практической реализацией и составляет основу всего процесса производства. Это обусловливает необходимость знания художником-конструктором современной технологии и тесного сотрудничества с технологами.

В процессе художественного конструирования разработка технологии осуществляется на основе прототипов и аналогов, а также моделирования существующих технологических процессов, так как технологичность изготовления данного изделия определяется возможностями конкретного производства. Но если в проекте воспроизводится существующая технология без серьезной перестройки, это может оказаться недостаточным. Поэтому художник-конструктор должен предусматривать прогрессивные технологические процессы производства изделий. В отдельных случаях может прогнозироваться новая технология, специально разрабатываемая технологами. Таким образом, художественное конструирование может рождать не только новую форму изделия, но и способ его изготовления, т. е. новую технологию.

В художественном конструировании технология определяет не только совершенство выполнения технологических операций, но и те возможности, которые она дает дизайнеру при его работе над формой изделия еще на стадиях проектирования. Соответствие формы и материала выступает как один из ведущих эстетических принципов формообразования. Поэтому художественно осмысленная форма должна органически вписываться в создаваемый художественный образ изделия, который строится исходя из возможностей технологии, природы свойств материала. Так, четкая информированность о материале изделия является важным потребительским свойством, поэтому раскрашивание под дерево штампованного листового материала с округленными формами или имитация металлизированной пластмассы под серебро приводят к противоречию художественного и технологического приемов проектирования. Технологическое сглаживание формы в угоду ложной красивости может привести к излишествам в обработке материала и процессах производства, делая их неэкономичными.

В форме изделия нет необходимости специально раскрывать технологию его изготовления поэтому технологическая информативность формы, как правило, нейтральна. Например, сварной шов сам по себе не является элементом формы, и в большинстве случаев его тщательно заделывают. Однако в настоящее время многие технологические приемы создания формы отождествляются с художественными и могут проявляться в форме, поэтому скрывать их нет никакой необходимости. Даже сварной шов сегодня технологические возможности позволяют превратить при хорошей разработке конструкции и формы изделия в своеобразный орнамент.

В процессе художественного конструирования проводятся следующие технологические работы:

технологические предпроектные исследования, результаты которых служат отправным технологическим заданием для разработки проекта;

технологическое конструирование, в ходе которого формообразование изделия решается с учетом определенной технологии производства;

технологическое проектирование, содержанием которого является развернутая профессиональная разработка технологического процесса производства изделия, отвечающего создаваемой художником-конструктором его технологической форме (результаты фиксируются в технологической записке к художественно-конструкторскому проекту);

технологические опытно-поверочные и научно-исследовательские работы, которые выполняются в лабораторных и производственных условиях в целях обоснования, контроля и совершенствования разрабатываемых в процессе проектирования технологических моделей;

технологическое курирование, т. е. авторский надзор за реализацией разработанных технологических моделей в процессе инженерного конструирования, освоения изделия и производства. При этом художник-конструктор должен постоянно следить за всеми изменениями производственной ситуации и оперативно на них реагировать;

технологические оценочные работы, т. е. экспертная оценка результатов технологических работ, выполняемая поэтапно после разработки, освоения и в ходе производства с целью повышения качества выпускаемых изделий.

Художественно-конструкторская документация, выпускаемая при авторском надзоре, представляет собой совокупность художественно-конструкторских документов, которые отражают изменения художественно-конструкторских решений предыдущих стадий, появившиеся в процессе рабочего проектирования, после испытаний и освоения изделия.

В комплект художественно-конструкторских документов на изделия всех отраслей промышленности, на оборудование и комплексное проектирование производственных, общественных и жилых интерьеров, а также на упаковку, товарные знаки, эмблемы и знаки обслуживания входят графические и текстовые документы, модели, макеты и опытные образцы, которые определяют существо художественно - конструкторского решения, требования к изготовлению изделия, данные сравнительного анализа и обоснование выбранного варианта.

Утверждение вновь разработанных изделий культурно-бытового назначения массового производства осуществляется региональными художественными советами тех ведомств, которые являются головными по тому или иному виду продукции.

Разработанная документация на новое изделие передается на предприятие-изготовитель. Предприятие вначале проводит необходимые подготовительные работы: изготовляет оснастку, шаблоны, измерительный инструмент, осуществляет технологическую подготовку и т. д. После этого выпускается опытная партия изделий, по которой дают оценку соответствия производства требованиям обеспечения высокого качества нового изделия.

Приведенные выше этапы проектирования характерны для более сложных изделий, таких как станки, машины, приборы, фотоаппараты, пылесосы, телевизоры, мебель и т. п. Проектирование ряда других изделий требует меньшего количества специалистов, однако общий организационный принцип остается примерно таким же.

История развития мебели.

Мебель в интерьере занимает значительное пространство, особенно в интерьерах жилых помещений. Она выступает активной составляющей композиции и играет большую роль в художественной организации интерьера.

Мебель - (от франц. meuble, от лат. mobius - подвижный)- оборудование, предназначенное для размещения на нем или за ним людей и разнообразных элементов предметного наполнения интерьера.

Многие виды мебели появились еще в древности. За тысячелетия они приобрели устойчивые формы (см. статьи История развития мебели, Стилистические особенности в различные исторические эпохи (на примере стула)). Однако, с появлением новых технологий и материалов (пластмасса, эластичные пористые массы, синтетические ткани) получили распространение новые разновидности мебели. Например, новые по форме кресла на роликах с регулируемыми по высоте и углу наклона спинки с сиденьем.

Проектирование мебели относится к промышленному дизайну. Процесс проектирования и конструирования мебели, как и процесс проектирования любого другого промышленного изделия, расчленяется на этапы, каждый из которых имеет свои задачи, особенности и результаты. Результаты отражаются, фиксируются в соответствии нормативной документации и материалах. Здесь следует различать два понятия: проектирование и конструирование. Проектирование – более широкое понятие, чем конструирование. Оно заключается в разработке проекта. Под проектом понимается замысел, идея, образ, включающие их первоначальное описание, обоснование, предварительные расчеты и чертежи. Конструирование - завершающая часть проектирования. Под конструированием изделий понимается процесс создания конструкторской документации на них. Предполагаются проведение расчетов и разработка совокупности конструкторских документов, содержащих необходимые данные для изготовления образцов, освоения производства, контроля, приемки, поставки и эксплуатации изделия, включая его ремонт. Часто эти слова понимаются как синонимы, особенно в учебном проектировании, когда студент выступает в роли дизайнера и конструктора одновременно.

1. Подготовительный этап. На этом этапе работают маркетологи. Они изучают рынок, определяют вид изделия, предполагаемого к продаже, и требования к нему рынка. Также маркетологи выбирают дизайнера, который в тесном сотрудничестве с ними, конструкторами, технологами, экономистами, социологами, специалистами по сбыту и пр., учитывая все антропометрические и функциональные требования, создает проект нового изделия.

2.Проект нового изделия. Завершающей частью проекта является техническое задание.

3.Техническое задание (ТЗ) – документ для разработки (конструирования) изделия и технической документации.Устанавливает требования, объем, стадии разработки и состав конструкторской документации. Задача конструктора, получившего в свои руки ТЗ, - найти на его основе правильные технические решения и разработать комплект технической документации на изделие.
Прежде всего, проводится анализ технического задания. В нем может быть масса неясностей и непонятных мест. Все это должно быть уточнено с его автором-дизайнером. Затем конструктор определяет основные требования к объекту конструирования и основные принципы его работы.
Следующий этап - выявление уже существующих технических решений аналогов. При этом с использованием каталогов, проспектов или интернет-сайтов производится подбор различных вариантов конструкции, относящихся к объекту и его основному принципу и близких к ним. Изучение информации обычно приводит к обеспечению конструктивной преемственности - использованию при разработке предшествующего опыта по профилю специализации и смежных отраслей, введение в конструкцию разрабатываемого объекта всего полезного, что имеется в существующих конструкциях.
На этом этапе проектирования, конструктор представляет себя на месте пользователя для анализа поведения людей, которые будут взаимодействовать с проектируемым объектом, и как способ решения технических задач. При этом, конструктор учитывает все антропометрические и функциональные размеры.. Важно и просто оценить размеры мебели, на которой и за которой будут сидеть, а также габариты вещей, которые будут в ней храниться. Часто дизайнер разрабатывает внешнюю форму, а внутреннюю форму, в том числе размеры внутренних ящиков, отсеков для хранения вещей рассчитывает конструктор. Исследования набора предметов, используемых людьми разного пола и возраста, существуют, но показатели быстро устаревают, т.к. появляются новые предметы обихода и меняются размеры существующих.

На этапе разработки ТЗ в изделии, вне зависимости от сложности предложенной дизайнером, должны быть заложены максимальные простота и технологичность конструкции. Обеспечение надежности и безопасности изделий - важное требование. Оно должно достигаться даже вне зависимости от художественного решения, предложенного дизайнером. Одновременно конструктор должен помнить и об экономии материалов. Например, на этапе предварительного конструирования корпусной мебели время от времени прикидывается с использованием компьютерных программ, как ее детали ложатся на карты раскроя, каков их полезный выход из плит формата, используемого предприятием.
Уже на самых первых этапах конструирования следует предусматривать возможную будущую вариантность изделия, например за счет использования различных фурнитуры и комплектующих, изменения фасадов, обивки или цветовых решений.

4. Техническое предположение (ТП). По результатом анализа ТЗ, сбора данных об аналогах и первоначальных проработках дизайнерского проекта составляется ТП. Техническое предложение (ТП) - это проектная конструкторская документация, содержащая техническое и технико-экономическое обоснования целесообразности разработки изделия на основании анализа технического задания и проработки возможных
вариантов конструкции изделия.
Это означает, что на этом этапе к разработке документации привлекаются технологи, помогающие определить расход материалов и комплектующих, и экономисты- для грамотного расчета себестоимости.
Уточненный образ нового изделия может быть представлен в виде чертежей, рисунков, объемных изображений или макетов в натурном или уменьшенном масштабе. При этом ТП фактически совмещается с разработкой технического проекта.

5. Технический проект. Работа над техническим проектом (ПТ) начинается после одобрения технического предложения, с учетом высказанных при этом замечаний и пожеланий сбытовиков, дизайнера, технологов и экономистов. Под техническим проектом понимается проектная конструкторская документация, содержащая окончательные конструктивные решения, достаточные для получения полного представления о конструкции и значениях показателей качества изделия.
Очень важно, чтобы разрабатывающий его конструктор, так же как и дизайнер, владел понятием композиции, определяющей структуру и взаимосвязь важнейших элементов объекта, которыми определяется его смысл и выражается замысел. «…Немногие конструкторы-мебельщики, закончившие технические вузы, могут похвастаться знанием предметов, обычно изучаемых в художественных и архитектурных вузах. И у них есть только один путь - самообразование. Конструктору необходимо изучить все
то, что преподается сегодня архитекторам и дизайнерам, постоянно следить за тенденциями моды, появлением новых материалов, держать у себя на столе новые каталоги изготовителей фурнитуры и комплектующих, регулярно посещать мебельные выставки и магазины».

Разработка технического проекта заканчивается подготовкой чертежей, на основании которых изготавливается натурный экспериментальный образец изделия. Его изготовление производиться не вручную, а на имеющемся у предприятия оборудовании или с полной имитацией используемой технологии - только в этом случае можно проверить пригодность разрабатываемого изделия к освоению его производства. Кроме того, изготовление образца происходит под постоянным непосредственным наблюдением конструктора, контролирующего наличие своих ошибок и оценивающего технологичность разработанного им изделия.
После обсуждения образца с участием тех же специалистов и при тех же условиях, что и рассмотрение ТП, одобренный технический проект с учтенными в нем замечаниями является основанием для разработки рабочей конструкторской документации.

6. Рабочий проект. Рабочая конструкторская документация - это конструкторская документация, разработанная на основе технического задания и конструкторской документации технического проекта, предназначенная
для обеспечения изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонтов изделия.
Ее комплект должен включать рабочие чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, спецификации и перечни (ведомости) покупных и комплектующих изделий, чертежи упаковки, инструкцию по сборке изделия потребителем и т. д.
Все чертежи изделий серийного и мелкосерийного производства, подлежащих сертификации, должны быть выполнены в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).