Сад в китайском стиле — воплощение восточной гармонии. Сад в восточном стиле (японский, китайский, корейский) своими руками – оформление Классические китайские сады и парки

Когда европейцы впервые открыли для себя китайские сады, они были поражены их самобытностью и очарованием. Китайская школа ландшафтного искусства была совершенно необычной и не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Здесь не было ни аккуратных стриженых газонов, как в английском стиле, ни четкости линий, присущее принципу регулярности французских садов. В Китае высшей ценностью является природа, которую даже в небольшом саду стараются воспроизвести с максимальной точностью, причем в ее наиболее гармоничном проявлении. В исконно китайском саду могут присутствовать не только растения, но и горы, реки, озера – пусть даже в миниатюре – это не важно. Главное, чтобы созданный сад помогал человеку понять и ощутить гармонию между собой и окружающей природой.

Сад в китайском стиле просто обязан выглядеть естественно. Дизайнер должен создать впечатление, что все вокруг создавалось без участия человека, что сама природа позволила деревьям, камням, водоемам выстроиться в необычные, произвольные образы. Такие, казалось бы, немного небрежные композиции, на самом деле глубоко продуманы, и позволяют приблизиться к природе, приглашая к размышлениям и медитации.

Символичность китайского сада

Сад в китайском стиле – это не просто вариант ландшафтного дизайна, это еще и проекция души своего владельца, выстроенная по всем правилам фэн-шуй – учения о гармонии окружающего мира. Согласно этому учению в пространстве, окружающем человека, должны располагаться элементы, символизирующие составляющие Вселенной. Поэтому составляющие сада в китайском стиле – это символы инь и янь, олицетворяющие единство противоположностей. Они должны сочетаться таким образом, чтобы дать возможность живительной энергии «ци» свободно циркулировать в пространстве. Большинство элементов в китайском саду также символизируют различные жизненные достижения, например, пион означает богатство, а персик – благополучие.

Проем в виде круга — символа совершенства

Основные элементы сада в китайском стиле

1. Вода

Вода в китайском саду организовывает общее пространство, делит участок на разные зоны. Пруд с ровной гладью воды символизирует спокойствие и мир, а вот водяные струи фонтана, ручья или водопада – вечное движение и перемены. Любой водоем в китайском саду лишен искусственной облицовки и высоких берегов. Беседки и павильоны на островках должны занимать практически всю поверхность, возвышающуюся над водой, чтобы создавалось впечатление, что строения «вырастают» из-под водной глади. Китайский сад, фото которого представлено ниже, сооружен с использованием именно таких принципов.

Беседка, «вырастающая» из воды

2. Камни

Камни – обязательные составляющие китайских садов, которые уравновешивают природные элементы и строения, созданные руками человека. Для этих целей иногда устраивают просто горки из камней, не высаживая там никаких растений. В китайской культуре к необычным и красивым камням относятся с необычайным трепетом – ими любуются, прикладывают руки, их слушают.

3. Деревья

Особым почетом в китайских садах пользуются старые, большие деревья, растущие на участке не один десяток лет. Почти в каждом таком саду можно встретить сосну, символизирующую благородство, персик и сливу – «деревья счастья». Прекрасным дополнением в общую живописную картину станет восточное олицетворение жизненной стойкости и силы – бамбук. Другими любимыми деревьями китайцев являются магнолии, ивы, сакуры.

4. Цветы

Цветущих растений в китайском саду немного, но каждый из них несет особый, символический смысл. Наибольшее поклонение заслужил древовидный пион, который, благодаря своей красоте, именуется «королем цветов». Также здесь можно встретить хризантемы, розы, нарциссы, лотосы. Каждый благородный цветок обязательно оттеняется более простыми растениями, рангом пониже. К примеру, для короля-пиона лучшими спутниками являются роза и шиповник, сливу высаживают рядом с магнолией и камелией, хризантему «оттеняют» бегонией.

5. Постройки в китайском стиле

Сады Китая невозможно себе представить без рукотворных сооружений в традиционном восточном стиле – беседок, террас, чайных домиков. Они размещаются на участке с таким расчетом, чтобы, находясь там, человек мог созерцать все пространство сада, любуясь его гармоничностью.

Беседка в китайском стиле — место для философских бесед

Возможно, в условиях средней полосы и не получиться разбить китайский сад в классическом понимании этого слова, так как далеко не все растения смогут проявить себя во всей красе. Например, вряд ли в саду Подмосковья будут расти сакуры или зимой начнется цветение сливы. Но это не беда. При желании получить сад в китайском стиле вполне можно выбрать именно те растения, которые будут декоративными и в наших широтах. Главное, при сооружении такого сада, придерживаться принципа, которому учат нас мудрые китайцы: человек не должен существовать отдельно от природы, так как каждый из нас – ее неотъемлемая частица!

Стили китайского сада

Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства – северной и южной.

Главной особенностью южной школы (экономический центр страны) является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размещались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущие кустарники. Малые сады устраивались при жилых домах. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях в сотни гектаров, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

В Древнем Китае традиционно устраивались сады при императорских дворцах и дворцах китайских вельмож, это были парадные сады или даже парки. Они создавались как величественный и умиротворяющий фон для созерцания и медитации. Садоводы старались скопировать самые впечатляющие особенности окружающего ландшафта, которые в меньших масштабах воссоздавали за садовой оградой. Посадки деревьев и кустарников были строго симметричными, тщательно подстриженными и стилизованными, каждая деталь что-нибудь символизировала. Многие такие сады сегодня являются местами настоящего паломничества туристов. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности.

Главная задача создателя такого парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый вид. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены.

Китайский сад может быть садом ученых, с лабиринтом дорожек для многочасовых прогулок ученых и философов, призванным настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад. По свидетельству самих китайцев, в садах ученых (или садах литературы) лучше всего воплощено мировоззрение китайского сада. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Сад ученых отличается скорее скромной, тонкой элегантностью, нежели роскошью и величиной. Ярко-красный цвет деревянных построек создает контраст по отношению к зелени окружающей природы, белым поверхностям стен и элегантной серой черепице крыш.

Китайский сад может быть домашним садом (небольшие садики около частных домов), окруженным сплошной стеной из камня или бамбука (в Северном Китае его традиционно заменяют на хвойные растения).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей, где даже маленький фонтанчик маскируется под ручеек, бегущий среди скал. Здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой.

Планировку китайского сада определяют два типа созерцания: статическое и динамическое. В китайском саду должен быть поэтический уголок (обычно беседка на некотором возвышении, из нее открывается вид на сад), который является местом для «созерцания в спокойствии» – одной из двух различных традиционных китайских форм переживаний, связанных с садом. Такую же важную роль для китайских садовых оформителей играло и «созерцание в движении» – вторая форма переживания, которая подразумевает постоянно сменяющие друг друга пейзажи при прогулке по саду.

Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».

Главное в искусстве создания китайского сада – это умение в «меньшем увидеть наибольшее», и не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья – оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ для Китая).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический.

Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы и обрывы, изломанные деревья, как будто сраженные бурей. Сады угрожающего стиля вообще наполнены причудливыми и вычурными элементами – мрачными каменными композициями, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается смеющихся садов. Несколько ближе к японским китайские сады идиллического стиля, но и они сохраняют описанные выше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно более просторен.

И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр.).

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Из книги Луна и цветущий сад автора Семенова Анастасия Николаевна

Закладка сада Готовитесь ли вы строить собственный сад, или вы садовод со стажем, вы знаете: все начинается с идеи. С проекта, планирования, закладки. Действительно, как лучше всего распланировать будущий сад? Такое решение стоит продумать тщательно, со всей

Из книги Дача. Что и как можно построить? автора Банников Евгений Анатольевич

Освещение сада Прежде чем выбрать светильники и определить их местоположение на участке, необходимо решить, что же делать – подсветку или освещение.Обычно освещают подъезд к дому, площадку перед воротами или калиткой, крыльцо, дорожку вокруг дома, беседку (рис. 42). Чтобы

Из книги Сезонный календарь для садовода автора Куропаткина Марина Владимировна

Закладка сада Прежде чем приступить к непосредственной закладке будущего сада, необходимо совершить множество действий, любое из которых очень важно. Следует отнестись к каждому пункту внимательно, так как через несколько лет могут появиться последствия ошибок,

Из книги Золотая книга богатого урожая автора Самсонов Сергей Анатольевич

Реконструкция сада Во взрослом саду следует время от времени проводить так называемую реконструкцию. Она заключается в удалении старых погибших растений и улучшении условий для молодых и зрелых. Перед ее началом следует тщательно продумать цели, ради которых она будет

Из книги Защита огорода и сада без химии и яда автора Звонарев Николай Михайлович

Растения для сада Как правило, в плодовом саду ведущее место занимают такие культуры, как яблоня, груша, вишня, слива, земляника, смородина, крыжовник, малина, виноград. В некоторых садах выращивают также облепиху и другие растения, обладающие целебными

Из книги Садоводу и огороднику Дона автора Тыктин Н. В.

Защита сада

Из книги Всё об обрезке и прививке деревьев и кустарников автора Горбунов Виктор Владимирович

Посадка сада Лучший срок посадки яблонь и груш - октябрь, косточковых культур - ранняя весна. Запоздание с весенней посадкой может привести к гибели деревьев из-за сильного иссушения.Для экономии времени весной необходимо все подготовительные работы: перекопку,

Из книги Большая книга дачника автора Петровская Лариса Георгиевна

Обрезка сада

Из книги Отличный урожай круглый год автора Серикова Галина Алексеевна

Планирование сада Азы общего планирования, без которых никак не обойтись начинающему дачнику, мы с вами усвоили. Теперь распланируем сад.Вы уже поняли, дорогие современные дачники и дачницы, что планирование – это основа всего. Создание красивого и продуктивного сада во

Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария Павловна

Закладка сада У всех давно на слуху выражение, что человек должен сделать в своей жизни. И не кажется случайным, что, помимо постройки дома и рождения сына, говорится о том, что необходимо посадить дерево, и хочется дополнить: «Желательно не одно, а лучше настоящий сад».

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Ландшафтные компоненты китайского сада Основу сада составляет площадка для медитаций и физических упражнений, рядом с которой располагается небольшой пруд. Водаявляется неотъемлемым элементом китайского сада. В самых знаменитых садах она занимала более половины

Из книги 1001 ответ на важные вопросы садовода и огородника автора Кизима Галина Александровна

Стили японских садов Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ. Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали

Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав Иванович

Стили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Есть ли противопоказания в употреблении китайского лимонника? Есть противопоказания! Не следует пить настой лимонника на ночь, он возбуждает нервную систему. Не следует его употреблять и

Из книги автора

Красавица Сада Этот позднелетний сорт получен С. И. Исаевым от скрещивания сортов Суйслепское с Боровинкой. Зимостойкость высокая, плодоношение наступает на 4-5-й год роста дерева, не всегда ежегодное. Урожайность обильная до 240 кг с дерева. При этом плоды часто мельчают.

Когда дело касается украшения нашего сада или дома, мы всегда тщательно подбираем варианты. Для создания идеального сада их существует большое множество, но для начала нужно подумать, в каком стиле вы хотите работать. В данной статье мы хотели бы рассказать про китайский стиль в ландшафтном дизайне, показать основные преимущества и выделить его отличительные особенности.

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство - жидкий газон AquaGrazz .

Китайский стиль – один из самых древних. Культура Древнего Китая с самого начала была приверженцем пышного оформления садов и своих дворов. Они изысканно рассаживали растения и расставляли декорации, но при этом каждая деталь в данном стиле имеет свое место и назначение. Главной идеей данного стиля является гармония, взаимодействие с природой, что объясняет выбор растений и способа ухода за ними.

В китайском стиле ландшафтного дизайна принято выделять пять основных стихий:

  • металл,
  • земля,
  • вода,
  • огонь,
  • дерево.

Элементы из данных материалов обязательно должны присутствовать на вашем дворе.

Считается, что в мире есть две энергии «инь» и «янь», которые и воплощаются в данном стиле.

Китайский ландшафтный дизайн подойдет для спокойных людей, которые не любят большого нагромождения деталей. В традиционном китайском саду используется два вида водоемов: со стоячей водой и с «движущийся» (водопад). Но если, в силу определенных обстоятельств, у вас это не получается, то можно ограничиться только стоячим водоемом.


Китайский сад можно оформить и дома. Это выражается в карликовых деревьях и миниатюрных декоративных элементах. (как на фото).

Виды китайского стиля в ландшафтном дизайне

Если в ландшафтном дизайне китайский стиль – это вид, то у него сформировалось несколько основных подвидов:

  • Домашние сады. Эти сады не очень похожи на традиционные китайские, которые мы привыкли видеть на фото. Чаще всего они похожи на изысканные огороды. Растения в таком саду располагаются по горизонтальным и вертикальным линиям. Но такой сад нехарактерен для традиционного, где практически отсутствуют правильные геометрические формы.
  • Классический сад. Классический китайский сад содержит в себе детали из всех 5 главных элементов, он оформляется только в ярких цветах, с использованием мостиков и водоемов, растения преимущественно невысокие и зеленые, все они имеют свое значение и гармонично вписываются. Расположены они более в хаотичном порядке, для соблюдения гармонии (как на фото ниже)
  • Философские сады. В таких садах меньше используются плодоносные растения, за которыми необходимо ухаживать. Создаются композиции из широколистных и раскидистых растений, которые создают тень и уют.
  • Спокойные сады или агрессивные. В спокойных садах растения преимущественно низкорослые, как и декорации, а в агрессивных – наоборот – доминируют каменные сооружения, высокие и краеугольные. Деревья в агрессивном стиле не характеризуются изысканной формой и красотой, наоборот, чем более ломанной будет линия, тем лучше.


Особенности китайского стиля

Китайский стиль в дизайне имеет свои отличительные черты. Так как данный стиль считается одним из самых популярных после английского и французского, он приобрел некоторые изменения и стал менее традиционным. Стоит отметить, что обустраивается он по технике «фен-шуй», но многие об этом забывают.

  • Использование камня. Камень – это один из обязательных элементов китайского сада, но от настроения стиля будет зависеть, каким именно он будет и как станет располагаться.
  • Обязательной деталью в саду такого стиля должны быть мостики или лестницы. Чаще всего они сделаны исключительно из дерева, иногда допускается добавление дополнительных элементов. Но все материалы должны быть только натуральными, другие нарушат гармонию сада. Мостики принято раскрашивать в яркие цвета, чаще всего используют красный, желтый или зеленый.
  • Для ландшафтного дизайна в таком стиле необходимо иметь большой участок. Традиционный китайский сад имеет возвышенности и низины, местами даже небольшие горы. В идеальном традиционном варианте необходимо, чтобы было небольшое озеро или другой водоем.


  • Растения для китайского стиля подбирают самые разнообразные, но при этом ни одно из них не должно быть случайным. Каждое растение несет в себе энергетику и лечебные свойства. Именно поэтому выращивание лечебных трав и бобовых культур очень распространено. В китайском саду вы можете встретить сосну, плакучую иву, сливу, персик, бамбук, нарциссы, хризантемы, розы и пионы.
  • Животные. Если в вашем саду присутствует водоем, то необходимо поселить туда рыбок. Это необязательно, но именно рыбки, как воплощение живой энергии, символизируют гармонию, умиротворение и покой.
  • Хаотичность китайского сада не предполагает разбрасывание предметов по всему участку, но для компенсирования негативной энергии не все элементы располагаются ровно, из камней или деревьев создаются уголки «непорядка».
  • Законченность композиции. Китайский сад – это законченная, сформированная композиция, в которой все элементы существуют в тесной зависимости друг от друга.

Как видите, китайский сад – это не столько подбор растений и декоративных элементов, сколько создание атмосферы и энергии. Он задает тонус вашему настроению и призван помогать хозяину оставаться здоровым, именно поэтому сажают деревья, которые могут помочь очистить воздух. Перед тем как заниматься китайским садом, мы рекомендуем вам почитать немного о технике «фен-шуй» и постараться разобраться в ней. Помните, что вы можете осуществить все своими руками, без помощи дизайнеров.

Для того, чтобы выращивать у себя в оранжерее цветущее растение нужно соблюдать тонкости разведения. Садоводы уважают экзотические растения. Тонкости разведения многих классов цветов различны. Экзотическое растение требует кропотливого обеспечения условий. В данной подборке мы попытались привести подборку советов, для того чтобы избежать разочарования при культивации экзотического цветка . Важно уяснить для определения правильных процедур, к какому семейству относится купленное растение.

Садовое искусство в китайской культуре

Более двух тысяч лет садоводство играло очень важную роль в китайской культуре, как при дворе императора, так и в жизни простых людей. Роскошный сад какого-нибудь вельможи и миниатюрная садовая композиция скромного человека одинаково считались ценными как способы выражения подлинной красоты вещей.

В садах Китая всегда должны были присутствовать элементы природного мира - земля, камень, вода, растения. Главное достоинство сада - это его естественность. Садовый участок должен гармонично дополнять жилой дом. Дома обычно представляют собой угловатые конструкции и состоят из множества линий и поворотов. Садовый участок должен уравновесить все эти недостатки с помощью текучих форм и плавных изогнутых линий.

В Китае есть традиция при любой возможности отдавать предпочтение извилистым тропинкам, круглым клумбам и лужайкам неправильной формы. Существуют также особые элементы. Это может быть маленький фонтан, садовая скамейка, частично замаскированнная решеткой и вьющимися растениями или беседка в тихом уголке.

Традиционный китайский сад отличается богатой и разнообразной растительностью. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами . Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев. На первое место среди них китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства. Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользовался бамбук - упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты.

Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья" - сливу и персик, плакучие ивы, стройные тополя, пышные магнолии и банановые деревья. Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные. Внимание привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживающий в Китае титул "царя цветов". Китайцы вывели более сотни сортов пиона, среди которых лучшим считался "танцующий львенок", лепестки пастельных тонов, листья "как яшмовые бабочки", а семена "как Золотой Павильон".

Хризантема - символ покоя и долголетия. Среди хризантем самыми красивыми считались те, у которых лепестки "были подобны разноцветным перьям цапли". Повсюду в Китае разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге - орхидеи . Лотос, тянущийся к солнцу из темной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненого роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для "грязи и тины" суетного мира. Цветы в китайских садах высаживали и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках.

Китайский сад не знает чистых травяных газонов. Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с пронизывающим китайское садоводство духом эксперимента, со стремлением испытать свойства растений и выявить возможности их роста и развития.Источник: http://www.florets.ru

Дом, сад-огород

Сад в китайском стиле: приемы создания гармонии от азиатских мастеров

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Принципы организации китайского сада

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы , определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало — энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами . Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе .

Белая стена — отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» — отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Входные ворота. Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен пруд. Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд — традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Композиции из камней. Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Создаем китайский сад – открываем душу миру

Видео-экскурсия по саду в китайском стиле

Ищем вдохновение в природе

С чего нужно начинать? С полного релакса, желательно на фоне прекрасных природных пейзажей. Как известно, на духовную жизнь жителей Китая очень мощное воздействие оказывает буддизм. Его философия призывает черпать силы для ума и духа в природе. Поэтому китайские сады являются идеальными ландшафтами, воплощенными в миниатюре.

Здесь можно встретить горы и озера, деревья и кустарники . Все это соединяется в единую гармоничную картину, пропитанную энергетикой создателя. Единственное требование к ландшафту – чтобы он естественным образом сливался с жизненным пространством человека.

Гармония китайского сада

В таких пейзажах не найти английские газоны или другие элементы, нарочито пропорциональные, правильной геометрической формы. Потому что в Китае настоящим мастерством считается умение создать сад таким образом, чтобы не возникло сомнений в его естественности.

Совет Необходимо найти и принести в сад «нужный, правильный» камень, и не менее важно – точно и в нужном месте его расположить, создавая таким образом свой «микромир в конкретном месте».

Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчётные отклики; камень же даже размером с кулак рождает многие чувства», или ещё: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». Сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения и основа магической философии восточных садов.

Отличительная черта именно китайского сада – это искусственное создание «естественных» ландшафтов, при виде которых возникает ощущение, что они появились без участия человека. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот краеугольный камень восточной философии и основной ориентир при создании китайского сада, который должен, с одной стороны, отражать любовь человека к природе, а с другой – вызывать покой в его собственной душе. Для восточного человека сад – это место медитации, релаксации, отдохновения. Чтобы этого достичь, нужно годами формировать своё собственное пространство, прислушиваясь к себе и пристально всматриваясь в окружающий мир.

Миниатюрный китайский сад можно создать даже на дачном участке в шесть соток, а обладатели значительных земельных площадей могут выбрать второй вариант. Главное – это чтобы пребывание в таком саду дарило вам ощущение абсолютного покоя, умиротворённости и единения с природой.

Основная идея китайского паркового дизайна заключается в создании иллюзии «безграничности», чтобы человек, гуляющий по саду, из каждой новой точки обзора видел не один, а несколько ландшафтов, сменяющих друг друга. При этом все элементы садовой композиции находятся в абсолютной гармонии друг с другом – ничто не должно выглядеть слишком ярким и броским или, напротив, казаться незаметным, «потерянным».

Поэзия камней

Камням в китайском садовом искусстве уделяется едва ли не самое важное место. Камень может быть один. Большой, но очень красивый, расположенный на отдельной подставке. Но чаще это целая композиция из предметов самого разного размера, цвета, фактуры и т. д. Особо ценны камни с переливами, узорами и вкраплениями разнообразных оттенков. Здесь и эстетика, и философия, и влияние на чувства человека. На такие камни не просто смотрят – их видят, слушают, созерцают.

Ботанического сада Ботанического института им. В. А. Комарова РАН

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

Китайский сад имени Сунь Ятсена

Китайские сады разительно отличаются от европейских. Каждый из них имеет своё лицо, ни один не похож на другой, а все вместе они несводимы к какой-либо общей схеме или единому стилю. В них нет правильных, геометрически расчерченных газонов, прямых аллей, мраморных статуй, чёткой планировки - словом, того, что демонстрирует преобладание искусственного порядка над хаотичным миром дикой природы. Вильям Темпл в эссе «По садам Эпикура» писал, что китайские сады построены по принципу шараваджи, т. е. сознательно введённой нерегулярности и отсутствия симметрии. По мнению самих китайцев, в сооружении сада не существует строгих и обязательных правил, человек должен показать свои пристрастия и умение. «Кто сажает сад, тот сажает счастье. Если хочешь быть счастливым всю жизнь, посади сад» - гласит китайская поговорка.

Ихэюань. Длинная галерея.
Протянувшаяся на 728 м галерея причудливо изгибается следуя рельефу берега озера, соединяет павильоны, расположенные вдоль подножия горы, а между 273 пролётам размещены резные беседки, в которых можно отдохнуть и утолить жажду.

Образ традиционного китайского сада отображён в произведениях крупнейших западных писателей: Г. Гессе (роман «Игра в бисер») и X. Л. Борхеса (рассказ «Сад расходящихся тропок»). Гессе показал китайский сад как символ идеально устроенного мира, а Борхес - идеального сознания. В реальности китайские сады и парки выступали и в той и в другой роли, а иногда воплощали сразу обе. У истоков садово-паркового искусства стояли философы и писатели, знатоки изящного, рассматривавшие сад не как естественный пейзаж, а как художественное произведение, выстроенное по особым, глубоким и математически выверенным законам, которым подчиняется природа и которые с глубокой древности известны китайским мудрецам. Вот почему в китайских парках архитектурность и живописность сплетены воедино, а не противопоставлены друг другу, как это было в Европе.

УПОРЯДОЧЕННЫЙ ХАОС

На Дальнем Востоке противопоставление человека природе не было выражено так остро, как в европейской традиции. Человек там никогда не считался мерилом всех вещей. Вслед за китайцами японцы верили, что род людской существует в соответствии с универсальными законами: вода - кровь, камень - кости, скелет человека. В основе японских садов лежит китайская идея: всё сущее образовано сочетанием женского (инь) и мужского (ян) начал. Наиболее зримым природным воплощением данной идеи являются вода и камень, потому в любом саду, к какой бы школе он ни принадлежал, непременно присутствуют эти два элемента.

По мнению китайцев, парки и сады, как и всё, что существует на земле, есть лишь быстротечные формы проявления небесных сил. Разнообразие деревьев и цветов, игра света и тени, капли дождя и росы - слабое отражение другого, более великолепного небесного пейзажа. Сад даёт возможность припасть к истокам, к естественности и древности, почувствовать игру первобытных, стихийных сил природы и, может быть, найти сих помощью ключ к управлению реальностью. Недаром легендарный первопредок китайцев - великан Паньгу после смерти в природе. Его дыхание сделалось ветром, голос - громом левый глаз - солнцем, правый - луной, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвой, волосы на голове и усы - звёздами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы и кости - блестящими металлами, крепкими камнями, жемчугами, яшмой, и даже пот, выступивший на теле великана, превратился в капли дождя и росы.
Нередко сад «читался» и как старинная карта, в которой стороны света располагались в зеркальном порядке, гак что север оказывался внизу, а юг - вверху. Сад в целом и каждый его элемент в отдельности олицетворяли взаимодействие двух универсальных начал: тёмного инь, воплощающего силы Земли, и светлого ян, символизирующего силы Неба. Являя образ гармонии, сад показывал и противостояние различных сил: света и тьмы, движения и покоя, искусственности и естественности - и их преодоление.

В китайских садах архитектурные сооружения - беседки, павильоны, пагоды и т. п. - были рассчитаны не столько на пребывание в них, сколько на любование открывающимся видом. В общих планах китайских садов нередко угадывается рисунок иероглифа юань - «сад», «парк», а некоторые парки выстроены в соответствии с каллиграфией этого знака. Главное же эстетическое чувство, порождаемое парком, - лэ («радость»), почитаемое как наиважнейшее ещё со времён Конфуция (VI в. до н. э.).
По преданию, сад как воплощение идеального мира создал легендарный правитель Китая Хуанди. Его наследники Яо и Шунь также разбивали парки, служившие атрибутом их вселенской власти. В них обитали священые животные, хранившие страны света: единорог цилинь, белый тигр, сине-зелёный дракон и черепаха со змеёй. Примерно с III в. до н. э., при императоре Цинь Шихуанди, парки стали осознаваться как образ Поднебесной, как её модель, обладавшая всеми свойствами оригинала. В парке Цинь Шихуанди в миниатюре был воссоздан пейзаж всех девяти округов Китая, и император мог управлять страной, не выходя из парка. С периода Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.) в парках начали устраивать искусственные озёра с моделями «островов бессмертных». Со временем сады обрели индивидуальные черты и стали «садами сердца», а с IV в. и местами для «чистых бесед». Позже, в танский и особенно в сунский периоды (X-XII вв.), встречаться и беседовать в садах считалось признаком изысканности. Так постепенно сады утратили религиозный смысл, превратившись в художественное явление, а их устройство в эпоху раннего Средневековья - в утончённое искусство.

Хотя садово-парковым искусством в Китае увлекались во все века, расцвета оно достигло в период правления династии Мин (1868-1644 гг.), получив блестящее отражение в трактате Цзи Чэна «Устроение садов»
(1684 г.). Сад считался непременным атрибутом «изящного» образа жизни, обязательным для «человека культуры». Тогда же появились шедевры этого искусства в городах Цзяннани, Сучжоу и Пекине: сады Львиной Рощи, Хозяина Рыбацких Сетей, Неспособного Управляющего, Благодатной Тени и т. д. Некоторые из них сохранились до наших дней. Достойны восхищения миниатюрные сады. Например, в сохранившемся в Сучжоу Саду в Полдесятины на крошечном пространстве прощадью 10 м2 есть и озеро с сосной на берегу, и беседка для созерцания пейзажа, и цветы, и камни, и мостик. Всего же к началу XVII в. в Сучжоу, согласно хронике, насчитывался 271 сад.

В тот же период сложилась классическая эстетика китайского сада, сохраняющего значение мира в миниатюре. Сад был частным владением учёного мужа, стремящегося не к безудержной роскоши, а к «уединённому покою» и всегда готового «вольно скитаться душой». Этот сад «вырос” из хозяйственного двора служилой знати, и в нём выразилась любовь к непритязательной и безыскусной красоте природы. Планировка классических садов Цзяннани в общих чертах повторяла усадьбу: в центре сада находился пруд, который обрамляли замкнутые дворики и тенистые уголки, напоминающие жилые помещения. Императорские и частные сады развивались в тесном взаимодействии. Царские парки и сады обычно создавали знатоки из числа учёной элиты, поэтому атрибуты императорских парков нередко копировались и в частных садах, получая, правда, несколько иное осмысление.

Пруды, ручейки, водопады, каскады представляли в садах водную стихию, древнюю и завораживающую. Они могли занимать более половины территории сада, как в лучших садах Цзяннани. Вода для китайцев служила многозначной метафорой зеркала, молчаливо хран я щего все образы мира и запечатлевшего покой пустоты. В то же время она была символом текучести и изменчивости бытия, его вечного и неостановимого движения.

Автор трактата «Устроение садов» Цзи Чэн писал, что наилучшим образом сад можно устроить в пяти местах: в горах, городе, деревне, возле реки или озера. Но где бы он ни располагался, ему отводилась роль посредника между домом и внешним миром, между цивилизацией и дикой природой, и потому в нём особенно ценилась способность преображать городской шум и суету в покой и размеренность.
Китайцы толковали сад как совокупность земли, воды, листьев и ограды. В самом деле, сад выстраивался именно из этих материалов и элементов. Предполагалось, что их сочетания раскрывают неисчерпаемость свойств и лучше, чем что-либо, совмещают природное бытие и человеческую историю. Разные уголки сада, меняющиеся в зависимости от времени дня и сезона, давали ценителям изящного неисчерпаемые возможности для переживания возвышенных состояний духа.
I Сад как «мир в мире» обязательно выделен и отделён глухой кирпичной оградой, обмазанной глиной и побелённой. В садах Цзяннани она была белого, «женского», цвета и не только ограничивала хозяйские владения, но и служила превосходным фоном для садовых композиций или для игры света и теней в лунную ночь. Иногда ограду сравнивали с листом бумаги, на котором человек со вкусом «выписывает камни». Случалось, на ней оставляли пустое пространство, чтобы друзья или гости хозяина могли начертать какую-нибудь изысканную иероглифическую надпись. Садовая
ограда, хотя была сделана человеком, все же воспринималась как часть окружающего ландшафта.
Она изгибалась во впадинах и змеилась но холмам, словно «извивающийся дракон». Нередко крытый черепицей верх стены то игриво рассыпался гребешками волн, а то вдруг замирал перед клумбой, разбитой здесь же, наверху.
Особое значение придавали воротам и виду, открывающемуся из них. «При входе в сад создаётся настроение», - писал Цзи Чэн.

Деревья благородных пород, высаженные в садах, не просто услаждали взор, но и имели глубокое символическое значение. Так, вечнозелёная сосна, олицетворявшая стойкость и благородство духа, считалась одним из достойнейших друзей отшельника. Её стройный ствол и грациозная крона располагали к созерцанию, кора с наростами, похожая на чешую дракона, внушала мысль о мудрой твёрдости, а шум ветра в ветвях напоминал о «музыке небес». Вот почему сосну рекомендовалось выращивать под окном кабинета, разместив в её корнях декоративный камень, а вокруг - орхидеи и нарциссы. Вечнозелёная сосна и кипарис были к тому же символом неувядаемого благородства. Любили китайские садоводы и бамбук. Упругий и полый внутри, он воспринимался как метафора всеобъемлющей пустоты - одной из важнейших категорий традиционного миропонимания. Бамбук сажали разными способами, расставляя композиционные акценты, а порой и экранируя пространство, счастья» считался персик, как правило высаживаемый рядом с грушевым деревом. Цветки персика уподобляли «юной прелестнице», а цветки груши «деве-небожительнице». Частой гостьей китайских садов была хурма, у которой ценились белые, красные или розовые цветки. Сад человека тонкого вкуса украшали также пышные магнолии, благоухающие абрикосовые деревья, тенистые банановые деревья и почти обязательно плакучие ивы, воплощающие в своём грустно-поэтичном облике животворное начало ян. .Ценители прекрасного не обходили вниманием и сливу - символ душевного целомудрия и чистоты. Самые популярные виды деревьев были окутаны паутиной сложных поэтических ассоциаций. Сосна являла собой образ устремлённого ввысь дерева, прочно вцепившегося в каменистую почву, ива ассоциировалась с водным потоком, а банановое дерево - с шумом дождя в листве. В деревьях и кустах обитали птицы, и благородные китайские мужи с удовольствием слушали их немолчный щебет и созерцали полёт. Особенно любили высоких, стройных, будто танцующих журавлей и аистов. Как и весь сад, они напоминали о быстротечном времени и подталкивали к неустанному бодрствованию «просветлённого сердца».
ГОСПОДИН ВЕЩЕЙ

Китайский сад отличается необыкновенной стилистической убедительностью. Это не просто оазис «художества» в пустыне житейской рутины. Расположенный обычно позади жилого дома, на месте хозяйственного дворика, он предназначен не только для того, чтобы в нём развлекались и мечтали, но и для того, чтобы в нём жили и трудились. Он не является «окном в мир», пограничной зоной между естественным и человеческим — местом предосудительных увеселений или демонстрации торжества человеческого разума, каковыми так часто предстают европейские сады. Но это и не окно в прекрасный мир идеала, прорубленное в темнице земного бытия. Перед нами сад как продолжение дома, фокус эстетически осмысленного быта. Он был подлинным средоточием культурной жизни, излюбленным местом игр, прогулок музицирования, чтения, занятия живописью, учёных бесед, встреч друзей, пиров и всяких вольных забав.
Важнейшие особенности ландшафтной архитектура Китая определяются тем, что китайские сады являли собой образ иного, символического бытия, постигаемого в глубине просветленного сердца. Именно поэтому китайский сад не мог иметь какого-либо фиксированного, догматически установленного облика, и знатоки с гордостью утверждали, что во всей империи не найти двух одинаковых садов. Пейзажи в садах даже создавались с расчётом на два разных вида созерцания: статический и динамический. По той же причине каждый садовый пейзаж должен был включать в себя все основные элементы мироздания — растительность, землю, воду и камни — и притом являть собой живое, подлинное согласие природы и человеческой деятельности. Главное же достоинство садового ландшафта — полная естественность, направляющая дух к постижению девственной чистоты бытия. Если китайский сад что-нибудь символизирует, то лишь творческую свободу духа, в том числе, свободу ничего не выражать и ни в чём не выражаться, а быть безмятежным. В нём нет имитаций, в нём – поиск самого истока вещей.
В партерах, на клумбах, в горшках или просто на клочках земли высаживали цветы. По традиции их разделяли на несколько категорий. Воплощением чистого ян считался пион, «царь цветов». Из сотни сортов выделялся «танцующий львёнок» с лепестками нежных пастельных тонов. Его листья уподоблялись «яшмовой бабочке», а семена - «Золотому павильону». Осенняя хризантема, символ покоя и долголетия, ассоциировалась с другим началом жизни, инь. Самыми красивыми среди хризантем считались те, у которых лепестки напоминали «разноцветные перья цапли». Достойную компанию им составляли розы, гортензии, орхидеи, нарциссы, гиацинты и другие благоухающие цветы. Особое место занимал лотос, наглядно демонстрирующий неудержимую силу жизненного роста, неподвластного никакой скверне. Уходящий корнями в грязь и тину, тянущийся к солнцу и свету из глубины вод, нежный лотос воспринимался как символ незапятнанной душевной чистоты.

По правилам китайской геомантии - фэн-шуй в парке преобладает женское начало. Вода озера воплощает и даосское начало, наилучшим образом показывая основные свойства пути — дао: податливость и устремлённость вниз. Наконец, о силе инь напоминает особый характер теней, отбрасываемых деревьями и строениями. Считается, что рисунок и насыщенность тени стали настоящим открытием китайских мастеров-садоводов.

Каждый благородный цветок, подобно сановному вельможе, имел свою свиту. Так, царственный пион «выступал» в сопровождении роз и шиповника, хризантему окружали бегонии, а лотос - туберозы. Цветы предназначались для созерцания, их благородный вид должен был вызывать столь же возвышенные чувства, например напоминать о скоротечности бытия. «Цветок растят круглый год, а любуются им десять дней», - говорилось в одном из трактатов по домоводству.
Водные потоки, омывающие неподвижные камни, бабочки и стрекозы, порхающие над спокойной гладью пруда, прибрежные цветы, игра света и тени - всё напоминало созерцательному уму о безвозвратно канувших в прошлое мгновениях, о мимолётности жизни и о её вечном движении. Новое эстетическое качество придавали воде павильоны, террасы, ажурные мостики и другие архитектурные сооружения. Прогулка по дорожке, вьющейся вдоль воды, пикник на берегу пруда, разведение декоративны были достойным занятием для утончённого «любителя праздности», С десятков пород декоративных рыбок особенно ценились красные с жёлтым отливом и хвостом необычной формы. Китайцы верили, что и созерцание теней, скользящих в воде, свидетельств «превращениях обманчивой видимости».
В китайском садовом пейзаже обязательно присутствуют декоративные камни, считающиеся полуприродным, получеловеческим материалом: они хотя и созданы природой, но поддаются обработке. Стоящие в одиночестве или группами, дополняющие вид зелени или зданий, служащие столами, скамьями или возвышающиеся над водой, камни как своеобразная абстрактная скульптура уравновешивали водную и древесную стихии, свидетельствуя об извечной гармонии мира и о том, что сад - это мир в миниатюре. Для садовых композиций использовали сотни разновидностей декоративных
камней, причём около десятка из них ценились особо, например «божественные» валуны со дна озера Тайху с источенной волнами причудливой поверхностью, напоминающей священную каллиграфию даосов, или кремневые монолиты с горы Куньшань. Больше всего в дырчатых, морщинистых, ноздреватых, «похожих на водяные каштаны» камнях ценилась их необычная форма, говорившая о том, что камни служили вместилищем космической энергии. «Самостоятельной наукой» было сооружение искусственных горок из камней, нередко стилизованных под явления разных времён года. Считалось, что камни отдают своё тепло растениям, поэтому их устанавливали среди цветов. На людей они также оказывали благотворное влияние, являя для духа пример твёрдости. Китайцы, уподоблявшие камни людям, полагали, что камень способен быть лучшим учителем человека. В садах Минской эпохи встречались камни, имевшие собственные имена, овеянные легендами и преданиями, так, в одном из садов Сучжоу, Саду Львиной Рощи, стоят;камни, напоминающие львов.

Один из величайших мировых шедевров - парковый ансамбль Ихэюань расположен в северо-западной части современного Пекина, на площади в 270 гектаров. Сад воплотил все основные традиции китайского садово-САД КАК МЕТАМОРФОЗА БЫТИЯ
Главным правилом здесь была «сообщительность» (тун) зданий и природной среды. Галереи и веранды смягчали переход от интерьера дома к открытому пространству: по углам домов насыпали горки или высаживали кустарник; беседки и террассы были открыты окружающему пространству. В конечном счёте единство дома и сада внутреннего и внешнего достигается в игре дробящихся контрастов форм, многоголосия ритмов пространства, которые преображают образы в символические типы. Здесь как в полусне, допускается случай, упущение, несоответствие, несовершенство: на строгие параллелепипеды стен наваливаются непропорционально размашистые изгибы крыш, ровные плиты изящных мостов покоятся на необработанных, как бы небрежно сгруженных глыбах, тщательно выложенные камнем, покрытые геометрическим узором дорожки петляют, как лесные тропинки, и т. д. В таком захватывающем потоке саморазмежевания всего и вся граница между домом и садом, садом и вешним миром оказывается лишь знаком вездесущей Метаморфозы бытия.
Классический китайский сад вырос из понимания того, что никакая сумма конечных образов сама по себе не произведёт эффекта бесконечности. Этот сад заставляет ощутить ограниченность любой перспективы, уткнуться в предел всякого видения. Он являет поток никогда не повторяющихся видов. Он может быть каким угодно. Только в этом неисчерпаемом разнообразии жизни каждый момент может быть Всем.

паркового искусства и духовной культуры этой великом страны, в нем отразились древние образы мифов и сказаний, натурфилософия, иллюстрации к классическим философским текстам и основы трёх «великих учений»: конфуцианства, даосизма и буддизма. Сад был образцом для крупнейших дизайнеров Европы, создавших так называемый англо-китайский, т. е. естественный, нерегулярный сад.
Ихэюань начали сооружать ещё в 1153 г., когда цзиньский император Вань Яньлян, возводивший новую столицу, будущий Пекин, велел построить на Золотой горе, называемой сейчас Ваньшоушань, загородный дворец. Находившееся поблизости озеро соединили горными реками, и оно превратилось в крупный водоём, снабжавший город водой. Последующие правители не раз переименовывали гору и озеро, как и всю местность, сооружали на ней дворцы и храмы, сажали деревья, привозили камни, устраивали садики. В I860 г. в Китай вторглись англо-французские войска, и парк значительно пострадал. В 1888 г. вдовствующая императрица Цыси приказала восстановить ансамбль, который после обновления был назван Ихэюань - Сад, творящий гармонию. Но любовались им недолго: в 1900 г. объединённые войска восьми держав нанесли саду огромный ущерб. Лишь после освобождения Китая, в 1949 г., Ихэюань вновь обрёл свой прежний вид.

Воплощая и идеальный мир, и идеальное сознание, парк Ихэюань представляет собой «сады в сад) », подобно тому как китайские резчики по слоновой кости делают «шары в шаре». В первый сад, Дэхэюань- Сад благодеяния и мира, попадают через главные, Восточные ворота - Дунгунмэнь, обогнув Дворец гуманности и долголетия. Этот сад был когда-то центром театральных представлений. Двигаясь на запад, посетитель может попасть в Зал магнолий или Зал веселья и долголетия, приблизиться к Фарфоровой пагоде, насладиться звуком колокольчиков, звенящих на ветру, полюбоваться сверкающей белизной Мраморной ладьи, увидеть Сад забав с лотосовым прудом, неспешно прогуляться по вьющейся тропинке, слушая журчание ручейка. Патина старины, ощущаемая в парке, даёт возможность погрузиться в глубины собственного сознания и почувствовать связь с давно ушедшими эпохами.
Затенённые помещения контрастируют с ярко освещёнными двориками, а белые стены - с тёмными деревянными дверями, напоминая об извечном противостоянии сил инь и ян. Треть площади Ихэюань занимает гора Ваньшоушань- Гора долголетия, воплощающая силы Неба, мужское начало ян.
На большей части парка простирается озеро Куньмиху- Озеро, подобное сиянию, олицетворяющее силы Земли, женское начало инь.

Число 4, символ Земли, и число 9, символ Неба, в результате умножения дают 36: именно из стольких рукотворных элементов состоит архитектурный комплекс парка Ихэюань. Лучшим во всём парке считается ансамбль, расположенный на склоне горы Ваныноушань, обращённом к озеру. На Западной дамбе находится мост Юйдайцяо- Нефритовый пояс, образцом для него послужил один из красивейших мостов Китая. Как и всё в парке, мосты связаны с буддийской символикой: переход через них, как переправа на другой берег, напоминает о духовном преображении, об обретении новой жизни или даже об уходе в мир иной.
Парк украшает разнообразная скульптура. Мраморная, каменная и бронзовая, она размещена чаще всего в небольших двориках-садиках и выдержана в традициях классической древности. Важнейшим художественным элементом парка являются иероглифические надписи. Утончённой каллиграфией декорированы павильоны и беседки, панно в галерее, каменные стелы.
Изысканность ансамблей, сочетающих красочные сооружения с гладью вод и цветущими растениями, причудливость архитектурного убранства - всё это должно вызывать у посетителей не только радость, но и удивление, которое также является важнейшей эстетической категорией.
Один из шедевров так называемых интеллектуальных садов в Сучжоу - Сад Мастера Хитросплетений, занимающий площадь около гектара, но вместивший в себя столько, сколько не увидишь и в десяти больших садах: здания, проходы, садовые дворы. Проект сада разработал в 1140 г. Ши Женгжи. В сад попадают с задней стороны усадьбы по переходу с декоративным покрытием, где из гальки и осколков керамики выложены стилизованные узоры и картины. Виды на небольшие ландшафтные садики, открывающиеся из окон и дверей, создают иллюзию обширного сада. Среди скал и искусных инкрустаций из гальки и кафеля растения довольно редки, но их подбор символичен, например, бамбук, клонящийся на ветру, но не ломающийся, выбран как олицетворение вечной чистоты и всеобъемлющей пустоты. Пруд в центре сада окружают садовые постройки. В их числе беседка под названием «Луна заходит, и ветер поднимается» - в ней можно посидеть ночью, полюбоваться луной и её отражением в воде. Переживший периоды запустения, реставрации и перестроек, сад отразил дух времени и судьбы его владельцев. В 1982 г. китайское правительство объявило Сад Мастера Хитросплетений национальным культурным достоянием.