Игрушка-свистулька из бумаги своими руками. Наследие предковъ Как сделать флейту своими руками из дерева

И нструменты: тиски, рубанок, ножовка по металлу (или по дереву с мелким зубом), острый нож (лучше всего выдвижной с отламывающимися лезвиями), надфили, наждачный круг (удобно использовать насадку на электродрель в виде круга со сменными листами наждачной бумаги), электродрель и длинное сверло по дереву с диаметром равным внутреннему диаметру свирели, клей (любой, который дерево клеит, Момент, например), морилка или лак по дереву (можно натуральный воск использовать)

М атериал: в принципе подойдет ровный ствол или ветка любого дерева, без сучков, но лучше всего использовать орешник, он и ровный и обрабатывается легко. Свежесрубленному дереву надо дать просохнуть, где-то пол года – год. Поэтому имеет смысл заготавливать материал впрок. Из сырого дерева я бы делать не рекомендовал, и обрабатывать тяжелее, и треснуть потом может, как высохнет. Можно использовать и покупную древесину – брусок подходящего размера. Но хвойная древесина (а в основном она и продается) имеет ярко выраженные годовые слои и поэтому, при обработке легко сделать скол или задир. Да и уж слишком она мягкая, придется стенки свирели делать более толстыми.

И так. Рассмотрим изготовление на примере маленькой свирели. Делаем деревянную трубку. Берем древесину, заведомо большей длины и диаметра, чем предполагаемые размеры свирели. Например, если нужна свирель с внутренним диаметром 14мм и длиной 30см. то берем кусок дерева диаметром 35-40мм. Это нужно вот для чего: как бы вы ровно не ставили сверло, оно все равно пойдет слегка вкривь. Если у вас нету сверлильного станка (а его у вас нету, как и у меня:))), идеально отвесно просверлить не получится. А так у вас остается простор для маневра. Значит зажимаем заготовку отвесно в тисках, ставим сверло как можно ровнее и сверлим. Коротенькие трубочки длиной сантиметров в 15 у вас получатся без проблем, а вот чем длиннее вы задумали инструмент, тем толще надо брать заготовку. Если сверло сильно скривилось и вылезло сбоку заготовки это не беда, просто отпилите нижнюю неудачную часть, а верхнюю используйте для более короткой свирели.

Д опустим просверлили, все нормально. Теперь отпилите просверленную заготовку такой длины, какой будет свирель (у этого инструмента длина 160мм). И, зажав в тиски, начинайте ее обрабатывать рубанком до толщины стенок 2-3мм. Окончательную доводку проводят на шлифовальном кругу. Итак у вас получилась деревянная трубочка. Внутри нее не должно быть больших заусенцев. Если они есть, надо либо большим круглым напильником, либо тем же сверлом их удалить. Так как при игре в инструменте будет оседать конденсат, надо защитить его от влаги изнутри. Для этого затыкаем один конец трубки (можно пальцем) и через воронку внутрь наливаем немного морилки или лака. Затыкаем другой конец трубки и энергично ее встряхиваем, что бы морилка равномерно покрыл внутреннюю поверхность трубки. Сливаем оставшуюся морилку и оставляем ее сохнуть на часик.

П осле того, как высохнет, делаем свисток. Размечаем заготовку: можете использовать приведенные размеры, можете свои, не суть, свисток все равно получится. Сначала наносится осевая линия, потом все остальное.


О стрым ножом сначала прорезаем линию, помеченную на фотографии с размерами, красным цветом вглубь на 1,5-2мм и потом наискосок срезаем весь этот полукруглый клинышек. Это для того, чтоб снять лишнюю древесину и потом будет меньше работы надфилем. Заново наносим разметку прямоугольной дырки и тем же ножом вырезаем ее. Далее берем плоский надфиль, и аккуратно начинаем формировать клинышек свистка. Окончательно довести и выгладить его можно кусочком наждачной бумаги – нулевки, но это потом, когда уже свисток будет закончен.

Т еперь тем же плоским надфилем надо проточить прямоугольную щель свистка внутри трубочки, глубиной 0,5-0,8 мм. Ближе ко входу она должна слегка расширяться.

З атем надо изготовить так называемую вставку. Берем кусок дерева и сначала ножом, а потом на наждаке подгоняем ее под внутренний диаметр свирели. Вставляться она должна с трудом, но только не переусердствуйте, а то расколете трубку. Длиной она должна быть от красной линии до входа в свирель, пока не отпиливайте ее от основы, так удобнее будет ее вклеивать, есть за что держаться и внутри вращать ее можно будет, пока клей не высох, дабы подобрать лучший звук. Теперь вставку надо слегка сточить с одной стороны, той которая ко внутренней щели свистка примыкать будет. Ближе к клинышку совсем чуть-чуть, ближе ко входу в свирель побольше, где-то на 1мм. с лишним.

Т еперь вставьте ее в свирель и дуньте в щель. Регулируйте звук перемещением вставки, или изменением размера клинышка. Толщина щели при входе должна быть где то 1,5 мм. Если все понравилось, вытаскивайте вставку и покройте морилкой внутреннюю щель свистка и часть вставки, что к ней примыкает. После высыхания морилки вклеивайте вставку, и пока не высох клей регулируйте. После полного высыхания клея отпиливайте эту выступающую часть вставки вместе с частью трубки наискосок, обстругайте эту часть свирели ножом так, что бы удобно ее было в губах держать, зачистите наждачной бумагой.

П осле этого надо в свирели сделать дырочки, зажимая которые будет меняться высота столба воздуха внутри и, тем самым, высота звука. Дырки надо вырезать ножом, а не высверливать. При высверливании образуются заусенцы внутри трубки, а при вырезании этого можно избежать. Здесь приведены размеры дырочек и расстояние между ними у моей свирели. Она никак не настроена, вырезались они так, как мне показалось нужным (ну нету у меня музыкального слуха, нету! :)). Если вы музыкант, то вам не составит труда настроить свирель, путем изменения размера дырочек. Начинать вырезать надо с самой нижней дырки (та, что дальше от свистка).

Свирель (ее еще называют «сопелью» или «цевницей») - один из видов продольной флейты, распространенный на Руси.
Согласно славянской легенде, на свирели играл Лель - сын богини любви. Поэтому считалось, что свирелью можно пробудить взаимные чувства.
Материалы и инструменты для изготовления свирели
Чтобы изготовить свирель из дерева своими руками, нам понадобится довольно внушительный арсенал:
наждачка
маленькая деревянная втулка (диаметром 1,5 см и длиной 4 см)
линейка
карандаш
тюнер
небольшие тисочки (не обязательно, но с ними гораздо удобней)
что-то, чем можно сверлить (бормашинка, дрель, гравер) и сверла разных диаметров: примерно от 0,8 до 4,2 мм
надфильнож
полукруглый резец
пара струбцин
клей ПВА
два деревянных брусочка 30×2х1 см.


Изготовление свирели своими руками
Сначала берем деревянные брусочки и размечаем их. Нужно нарисовать границы внутреннего канала свирели, с одной стороны бруска этот канал 1,5 см в ширину, а с другого, 1 см, то есть, канал будет слегка сужаться к концу свирели.


Теперь зажимаем один из брусков в тисочки и начинаем вырезать полукруглый канал. На моей заготовке заштрихована область, которую нужно будет снять резцом.


Аккуратно и не торопясь снимаем стружки, следим за направлением древесных волокон. Они не всегда могут идти вдоль заготовки, поэтому будьте внимательны, иначе резец может пойти криво.


Стараемся прорезать канал до ровненького полукруга по всей длине. Со вторым бруском поступаем точно так же.
Когда обе половинки вырезаны, нужно их зашлифовать. Кусочком наждачки проходим по внутренней поверхности канала, добиваясь гладкости.


После шлифовки переходим к свистку. Отступив 4 см от верхнего края заготовки (где широкий конец канала), рисуем прямоугольник 5 на 7 см, желательно ровно по центру.


Сверлом 4,2 мм делаем три отверстия вплотную друг к другу, так, чтобы получилось овальное окно.


Теперь берем надфиль и доводим окно до прямоугольной формы, согласно сделанной разметке.


После этого тем же надфилем стачиваем одну сторону окна под углом примерно 30-45 градусов. Это самая ответственная часть работы: от остроты и гладкости грани будет зависеть качество звука.


Настало время соединить половинки. Мажем их клеем ПВА и складываем, аккуратно совмещая канал. Прижимаем струбцинами и оставляем сохнуть на пару часов.


Когда клей высохнет, раскручиваем струбцины и берем нож. Срезаем верхнюю часть маленькой деревянной втулки, примерно 1,5 мм, так, чтобы получилась плоская ровная грань. Посмотрите на фото, и все станет ясно.


После этого смазываем втулку клеем и вставляем ее с верхнего конца флейты, формируя свисток. Срезанной гранью наверх, ровно до края свисткового окна.


Ждем пока клей высохнет, и беремся за нож. Аккуратно остругивая заготовку, придаем ей округлую форму, потом заглаживаем шкуркой.


Чтобы было удобно играть, сделаем срез на верхнем конце свирели сзади.


Теперь самое интересное - настройка. Попробуйте подуть в свирель, послушайте звук и проверьте по тюнеру. Если вы все сделали аккуратно, у вас получится Ля диез. Это самый низкий звук, который может извлекать наша свирель.
Всего у нас будет семь нот и шесть игровых отверстий. Разметим их: самое первое отверстие будет в 6 см от нижнего конца свирели, остальные отверстия - с шагом в 2 см.


Вооружившись сверлами разных диаметров, начинаем настройку. Свирель часто настраивают в натуральном мажоре. Это значит, что у нас должен получиться такой ряд звуков: Ля диез - До - Ре - Ре диез - Фа - Соль - Ля.
Общий принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук. Поэтому сперва просверливаем очень маленькую дырочку, слушаем. Если нужен звук чуть-чуть выше, рассверливаем побольше. Главное - не переборщить, потому что сделать отверстие меньше уже не получится.


Сверлить начинаем с самого нижнего отверстия. Когда оно настроено, переходим ко второму. Второе отверстие настраивается при открытом первом и так далее. То есть, когда вы слушаете звук от какого-нибудь отверстия, должно быть открыто это самое отверстие и все отверстия ниже него.


Ну вот и все! Свирель готова, можно начинать играть. А можно и украсить ее на свой вкус. Свою свирель я просто покрыла морилкой.

Свирель (дудочка) — старинный музыкальный инструмент. Обычно ее делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе. Делали дудочку (свирель) как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. Для того, чтобы сделать такую дудку, вам понадобится какая-нибудь полая трубка длиной ок. 30см. с внутренним диаметром ок. 1 см. Это стебель камыша (он растет по берегам рек или в заболоченных местах)или трубка из ПВХ. Еще вам понадобится тюнер или какой-нибудь музыкальный инструмент для настройки звука, ножовка, выжигатель по дереву, острый нож, клей типа «Момент», надфиль, наждачка и кусочек дерева для свистка.

Ход работы по изготовлению свирели (дудочки) из камыша.

Вначале необходимо отпилить трубку по длине (у меня она 27см), выровнить края и удалить внутренние перегородки (если они есть) ножом:

Затем зачищаем внутренний канал с помощью намотанной на палочку наждачки:

Теперь необходимо на расстоянии ок. 2см. от края вырезать отверстие свистка. Оно имеет прямоугольную форму. Ширина его 0,7 см., длина 0,5 см. Это ориентировочно. Окончательно его можно доводить при подстройке. Намечаем отверстие карандашом и прорезаем:

Теперь формируем надфилем угол свисткового отверстия (на стороне ближе к выходу). Он должен быть под углом 45 град. Этот угол очень важен, т.к. он непосредственно участвует в формировании звука, рассекая струю воздуха.

Теперь необходимо сделать пыж из кусочка дерева, и подогнать его под диаметр внутреннего канала (схема его устройства ниже). Он должен доходить до ближней грани отверстия свистка.

Можно стянуть ниткой край дудочки, чтобы камыш не треснул:

вставляем пыж в дудочку, предварительно примеряя его:

Отпиливаем лишнее, выравнивая край:

Промазываем пыж клеем и вставляем в дудочку. Когда он подсохнет, формируем для удобства игры скос края дудочки:

Теперь с помощью тюнера проверяем тональность (первый звук) нашей флейты. У меня получился»Ре». Дальше необходимо прожечь первое отверстие. В начале прожигаем дырочку маленького диаметра,проверяем тюнером и подстраиваем отверстия, расширяя его.Чем шире и выше к свистку отверстие,тем выше нота. Строй свирели диатонический, т.е. гамма мажорная или минорная. При всех закрытых отверстиях получилась нота «Ре», значит первая дырочка будет соответствовать ноте «Ми», вторая ноте «Фа диез», третья-»Соль», четвертая-»Ля», пятая «Си», шестая «До диез», и нижняя «Ре». Это мажор. Ниже выложу схему с промерами отверстий и устройством свистка.

После настройки шести дырочек с верхней поверхности флейты, необходимо зачистить внутренний канал от остатков гари наждачкой:

Последним прожигаем отверстие с нижней поверхности флейты:

Что за несуразные придирки? К чему вся эта писанина?
Заставляете меня объяснять Вам простые вещи.
Ну да ладно!
Что вам камыш-то сделал? Причем тут "У автора нет ни "камыша", из которого нельзя на самом деле сделать подобный инструмент " .
Объясняю - поднимаем глаза в начало статьи и читаем, что там написано - Делали свирель как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. В данной статье автор расскажет и покажет свой способ изготовления , следуя которому вы сможете повторить и изготовить музыкальный инструмент своими руками. Ключевые слова я выделил. Как вы поняли, речь не идет о том, что у автора был "камыш". Это была предыстория.
Вы говорите, что из камыша нельзя сделать подобный инструмент, это интересно почему? Пишу вкратце, берем стебель камыша и делаем с него свирель, в чем сложность? Мне еще бабушка в детстве рассказывала, что раньше так называемые "Дудочки " делали из камыша, или Вы хотите сказать. что она мне не правду сказала??). Ну да ладно, вбиваем данную информацию в поиск и придаемся истории!

Как я мог совершить такую непоправимую ошибку - вместо буквы "и" написал "е", да запросто! Как любой другой чиловек , (видите снова ошибку написал), я могу ошибаться, так как во время переписи статьи я был увлечен ее написанием, настолько, что позволил совершить себе столь непоправимую ошибку(

Ох уж эти три отверстия, без которых невозможно изготовить свирель. Как вообще это меняет суть дела? Да у автора написано "три отверстия", у меня "несколько отверстий", Я, допустим, мог бы обойтись и одним, аккуратно расточив его сверлом до нужных размеров. Суть в том, что мы объединяем эти отверстия и получаем одно большего размера, три отверстия не обязательны, поэтому этим можно пренебречь.
Идем дальше....
"сделать небольшое угловое углубление, примерно 30-45˚" (у автора - "стачиваем одну сторону окна под углом примерно 30-45 градусов").
Разве здесь нарушен технологический процесс? Я написал своими словами, что не так? Как вы уже поняли, перепись статьи заключается в том, чтобы исключить повторение СЛОВ АВТОРА, исключая при этом плагиат. К статье прилагается фото, на котором видно, что мы делаем. Разве вы прочитав эти строки "стачиваем одну сторону окна под углом примерно 30-45 градусов" и посмотрев на фото не поймете о чем идет речь?

По поводу - Пропущен существеннейший момент установки втулки: "Срезанной гранью наверх, ровно до края свисткового окна."
Я немного упростил описание - Должна получиться ровная плоская грань. Втулку фиксируем при помощи клея. Более подробно смотрите на фото. Почему для вас это непонятно? Посмотрел-увидел - понял!

И не " с такими рядами звуков", а " с таким рядом звуков ". Это, пожалуй, наибольшая моя ошибка, которую я признаю, теперь из-за меня человек не сможет играть на свирели, эх(я этого не хотел.

Фуууух, вроде бы на все вопросы ответил.

Вопрос- где и кому я наврал в данной статье?

Переписывать надо с умом, "хорошие слова", то есть по паре непонятных для вас слов Вы решили, что я с умом не в ладах, и к тому же еще и врун? Просто отличное высказывание, браво! Как по мне, больше глупости в ваших вышеизложенных словах, чем в моей статье.
Смотря на вашу статистику, Вы являетесь заядлым комментатором, Вы много пишите, даете всем советы, но на этом все, так как у вас нет ни одной написанной статьи своими руками!
Так зачем мне слушать человека, который сам подобного не делал?
Хочу сказать Вам следующее: прежде чем указывать человеку на его ошибки, докажите, что Вы сами их не совершаете.
На кнопки все легко нажимают, но лишь некоторые понимают, для чего они нужны.
На этом пожалуй все!

Я уже писала неоднократно, что очень ценю редкие на нашем сайте мастер-классы. Поэтому с удовольствием представляю вам рассказ Дмитрия Дубровского о том, как сделать музыкальный инструмент Флейта Пана (Кугиклы) своими руками. Сейчас, конечно, уже не время собирать тростник в наших широтах, но на следующий год может пригодиться, сохраните себе в закладки.

Детская флейта из тростника своими руками

«Тростник — удивительный природный материал. Просто кладезь для разного рода . Многие народы на Земле издревле использовали его в хозяйстве и искусстве. Полое устройство стебля само по себе напрашивается на изготовление духового инструмента. Один из самых простейших инструментов – кугиклы . Подобный духовой инструмент разные народы именуют по-своему: най, скудучай, сампоньо, сиринкс и т.д. Также инструмент известен как дудочка или флейта Пана (в честь древнегреческого козлоногого бога). Изготовить ее самому не трудно. По сути это набор трубок разной величины.

Эта дудочка обязательно порадует вашего ребенка. Лучше, если делать кугиклы вы будете вместе с ним. С педагогической точки зрения. Особенно на первом этапе.

А первый этап – сбор материала. Уделите один выходной для прогулки на свежем воздухе. Тростник растет по берегам рек, прудов. С собой стоит прихватить нож, перчатки и резиновые сапоги. Собирать тростник необходимо осенью, в октябре. В это время он уже полностью созревает.

Итак, вы в зарослях тростника. Необходимо выбирать ровные стебли, приблизительно одного диаметра.


«Накосить» нужно много, так как в процессе очистки часть неизбежно пойдет в брак. Дабы не везти домой лишний органический мусор, очистить стебель от листьев рекомендуется на месте.


После очистки намного легче выявить кривые стебли. Их тоже желательно срезать. Оставшуюся охапку качественного сырья забирайте домой.


Тростнику нужно дать просохнуть. Дома найдите удобное место, где ваша «добыча» может спокойно полежать пару дней (иногда неделю). Класть на батарею или сушить феном не стоит.

Что же, тростник высох. Как видно тростник состоит из трубочек, соединенных между собой «коленцами». Определите пять таких трубочек. Нужно чтоб они совпадали по диаметру и длине. Теперь отделим тростинки. Если вы не можете виртуозно работать ножом, то рекомендуется взять лобзик. Последующие манипуляции проделайте сами, без участия ребенка.

Аккуратно распиливаем ровно посередине коленца. Полученные трубки с обеих сторон защищены мембранами. Нужно их проколоть. Подойдут нож или же большой гвоздь.


Потом очищаем сердцевину трубки от мякоти. Вам понадобится ровная круглая палочка чуть меньшего диаметра.

Или круглый надфиль. С надфилем нужно быть предельно осторожным, не переусердствуйте. Внутренние стенки должны получиться гладкими. Продуйте ее.

Первая трубка – самая длинная. По ней отмеряем длину остальных четырех. Потом обрезаем каждую по уменьшению от первой. За мерило послужит ширина большого пальца.


Это ведь народный инструмент, ювелирная точность не обязательна. Зачищаем концы наждачной бумагой (невысокой зернистости) от неровностей. Можно проверить звучание. Зажмите пальцем один конец трубки, в другой дуньте. Но дуть нужно не как в шарик или обычную дудочку, а вскользь. Делаем полуулыбку «Моны Лизы», прислоняем свободный край дудки к нижней губе вертикально и дуем.

Завершающий этап. Все трубки нужно соединить «в шеренгу». Классический народный способ довольно трудоемкий. Нужно все трубки связать попарно, а после вместе нитью. Закрепить это все расщепленными пополам теми же тростинками. Есть альтернативный вариант – холодная сварка.


В любом хозяйственном, либо магазине автозапчастей оная имеется. Стоит совсем недорого. Состоит она из двух компонентов, которые нужно перемешать, разминая в руках как пластилин. Но не обязательно смешивать все содержимое упаковки. Оставьте половину, пригодится.

Скрепляем части нашей дудочки Пана. Через пару часов все схватится, намертво. Поэтому следует положить будущий музыкальный инструмент в место, где его не потревожат. Теперь нужно заткнуть нижние отверстия. Как альтернатива подойдет . Или оставшаяся холодная сварка. Катаем колбаску равную внутреннему диаметру дудочек, режем на равные части. Затычки готовы. Готовы кугиклы. Играем, наслаждаемся.

Дайте теперь ребенку, пусть попробует поиграть. И ничего, что сразу не получается.
И маленький совет напоследок. При игре на кугиклах играют (дуют) диафрагмой: от силы, с которой выдувается воздух, зависит и тон звука.»

Большое спасибо Дмитрию за этот мастер-класс по изготовлению флейты Пана своими руками. А как она должна звучать, можно послушать в этом видео автора:

В Воронеже есть «Музей забытой музыки» Сергея Плотникова, слушаем кугиклы:

Еще интересно:

Обсуждение: 12 комментариев

  1. Спасибо Вам, Дмитрий, за интересный МК! Ваш рассказ интересен не только как очень полезный МК, но и интересное, даже с долей юмора, изложение материала. *BRAVO* *BRAVO* *BRAVO*

    Ответить