Племена сарматов: история, быт и культура, военное дело. Сарматы: КТО ЭТО? (6 фото) Геродот сарматы

Многие кто интересуется историей своей Родины, известно, что на территории Юга России, жили Скифы-Сарматы.

Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.

Ящероголовые или ошибка?

Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.

Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.



Прежде всего, о названии народа. Что же касается названия, как "скифы", "сарматы", "гунны", то это плод словотворчества их соседей. Представители вышеперечисленных народов сами себя так никогда не называли. Вот что в середине XIX века писал знаменитый Русский историк Е. Классен:

"Из Геродота видно, что скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Русов , следовательно они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно… Первое знаменательное для них, часто повторяющееся у Скифов слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегда обыкновение называться не Родовым, а видовым именем, поэтому грекам и трудно было затвердить все эти названия.

Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово "почёт", он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит; уступите; или я вам делаю почёт, то есть уступаю. А так как мнимые Скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, древнеобычный привет русских: чтите, а по другому Великорусскому наречию цтите - дал повод римлянам называть их Сцитами, а грекам - Скифами.

Что честь была характеристической чертой славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Русов и других племён. Не царственные ли Скифы назывались прежде всех славянами, а воинственные чтимыми?"

Куда же исчезли Скифы?

Многие годы бытует мнение, что Скифы покорены Сарматами. Хотя на самом деле скифы никуда не исчезли, просто вместо видового названия хронисты стали употреблять другое. Классен предположил и вполне убедительно доказал, что имя "сарматы" происходит от слова "сыромяты" или, точнее "сыромятники". Ведь основным товаром скотоводов была кожа, как правило, сыромятная (невыделанная). По языку, обычаям и общественному устройству Скифы ничем не отличались от Сарматов. Греки называли скифами тех, кого впоследствии стаи называть сарматами римские историки.

В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…

На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала . В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий - до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы - такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян.

Сарматы были известны в Древнем Риме как опасные и достойные противники, снискавшие себе славу «великолепных воинов» . Столетиями они терзали стареющую империю, вызывая головную боль у императоров и полководцев.

Закованная в тяжелые латы сарматская конница — катафрактарии — подобно танковой колонне сметала все на своем пути, а среди сарматских воинов нередко можно было увидеть женские лица.

В середине III века н. э. Римская империя переживала глубокий политический и финансовый кризис. Этой ситуацией не преминули воспользоваться соседи. На границы империи обрушились многочисленные германские племена, среди них наибольшей активностью отличались готы, в движение которых были втянуты и сарматы.

Враги империи

Во II веке до н. э. сарматские племена начали активное движение на запад, и уже через столетие заняли Днепро-Донское междуречье. В союзе с другими племенами они неоднократно вторгались в пределы римских владений южнее Дуная — в провинцию Мёзия.

Судя по источникам, первое столкновение сарматов с римлянами произошло в 16 году до н. э., когда римский сенатор Тарий Руф успешно отразил их натиск. Однако уже вскоре римлянам, подавлявшим Панноно-Далматинское восстание, пришлось срочно вернуть свои легионы в Мёзию и вновь направить их против сарматов и даков.

В это же время поэт Овидий, сосланный императором Августом в 8 году н. э. в затрапезный городок Томы (расположен у современной Констанцы в Румынии.— Прим. авт.), отметил пребывание сарматов на берегах Понта (Черного моря). По его свидетельству, они свободно разгуливали по городу, который посещали, переправляясь по льду через Дунай. Овидию пришлось даже выучить сарматский язык.

Постепенно сарматские объединения втягиваются в борьбу Рима с варварами и Боспором. К середине I века западные сарматы — языги — перешли горные перевалы Карпат и заняли равнину между Дунаем и Тисой — Венгерскую пушту. Вслед за ними к границам Рима продвинулись и другие сарматские племена — роксоланы. В это же время на днестровско-дунайских просторах появляется государственное объединение кочевников во главе с Фарзоем, который именуется царем и даже чеканит золотую монету со своим родовым знаком — тамгой. Сарматы усиливают давление на Мёзию и северопонтийские города. Воспользовавшись отвлечением основных римских сил из провинции на борьбу с Парфянской державой, войско Фарзоя в союзе с даками и бастарнами зимой на рубеже 67-68 годов вторглись в Мёзию, где, по словам историка Тацита, «изрубили две римские когорты».

В 89 году император Домициан вновь направляет против сарматов войска после того, как ими был уничтожен легион вместе с легатом. Через три года боевые действия завершились победой римлян. О том, что в Риме с облегчением вздохнули после этой тяжелой войны, свидетельствует тот факт, что в знак победы император преподнес лавровый венок Юпитеру Капитолийскому. Этим эпизодом было зафиксировано последнее столкновение сарматов с Римской империей в I веке н. э.

По словам знаменитого римского философа Сенеки, «Дунай разграничивает сарматские и римские пределы, а также сдерживает сарматские вторжения».

Многоконные воины

В результате всех этих со бытий территория междуречья Дуная и Днестра прочно заселяется сарматами, и к концу I века завершается образование «европейской Сарматии» — понятие, введенное Клавдием Птолемеем.

В это время эти кочевники стали столь влиятельной силой, что информация о них достигла даже Александрии Египетской, где жил и трудился Птолемей. Вся история европейской Сарматии связана с походами, набегами и миграциями. Сам тип кочевого хозяйства не мог существовать без хорошо организованного военного дела, позволявшего совершать стремительные набеги на границы Римской империи, отчуждать пастбища и скот у более слабых соседей, взимать дань с земледельцев и охранять собственные кочевья.

Птолемей выделил среди пестрого этнического массива варваров большие племена роксоланов и аланов. Античные авторы говорят о них как о сильных, храбрых и «многоконных воинах». Римский историк Аммиан Марцеллин упоминает живущих возле Днестра «европейских алан», родиной которых были Кавказские степи и предгорья. Их господство в Северном Причерноморье продолжалось на протяжении двух с половиной веков, а аланское переселение считается последней сарматской миграцией на запад.

Как сообщает иудейский историк и писатель Иосиф Флавий, аланы около 36 года н. э. занимали области Меотиды (современное Приазовье — Прим. авт.) вокруг реки Танаис (Дон). Часть их спустя некоторое время продвинулась к Дунаю. Во II веке они образовали мощный союз племен, который занял господствующее положение среди других кочевых народов и дал им свое наименование. По словам Аммиана Марцеллина, аланы «мало-помалу… изнурили соседние народы распространили на них название своей народности, подобно персам… Гоня перед собой упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням… Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, заняты домашними работами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся великолепными воинами».

Частые военные столкновения с сарматами в I и II веках н. э. нашли свое отражение, в частности, в искусстве Боспора. Яркими памятниками этих событий являются росписи пантикапейских склепов, на которых можно увидеть пылающие крепости и города, пеших и конных воинов в панцирных доспехах, скачущих всадников с развевающимися плащами и круглыми фаларами на крупах коней. ()

Амазонки были сарматками?

Широко известно сообщение опального римского поэта Овидия о том, что сарматские женщины наравне с мужчинами ездят верхом на охоту, ходят на войну и носят мужскую одежду.

Так, римский географ Помпоний Мела писал, что сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами».

А историк Геродот полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с легендарными амазонками.

От сарматских женщин к нам пришли кокошники

В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII — VI века до нашей эры.

«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике.

Соседи амазонок

Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами. Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав - участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Поклонялись сарматы Богине-матери Митре. (Доиранские культы)

Сарматы - новаторы воинского искусства.

Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия - длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной - большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами - акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.

Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье - contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.

Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Подобный тип кавалерии был и у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии - катафрактариями.

Сарматские курганы и золото

На юге России - в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.

Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей - хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.

Сарматские памятники археологии исчезают в III - IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен - тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя и Британию. Сегодня английские историки подтверждают сарматское происхождение знаменитого короля Артура и его рыцарей круглого стола.

Сарматизм

В XV - XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев - победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.

В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма — своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).

Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.

Сегодня можно уверенно сказать, что скифо-сарматы, это предки славянского народа и в том числе русского.

Сарматы – это индоираноязычные кочевые племена , населявшие степные области от Тисы и Дуная до Аральского моря (нынешние территории России, Украины и Казахстана) в период 6-5 вв. до н.э.

Именно к этому времени относятся первые упоминания о них у античных историков, в частности, Геродота. Просуществовав несколько веков , этот народ практически исчез из истории. Делились сарматы на языгов, аланов и роксоланов.

Письменные свидетельства

Наиболее информативной в плане свидетельств считается четвёртая книга «Истории», которая была написана древнегреческим историком Геродотом. Начало экспансии кочевых племён сарматов относится ко 2- й половине 2-го тысячелетия до н.э., после освоения ими в совершенстве нового вида оружия – лука и формирования отрядов конных лучников. Эти факторы сделали кочевников настоящим бичом для соседних народов.

Беспокойный народ

Основой быта и жизни кочевников всегда был скот, соответственно была постоянная необходимость в дополнительных пастбищах, из-за которых степняки постоянно воевали друг с другом и с соседними народами, доставив им в своё время немало беспокойства. Но, имея под боком более агрессивные азиатские народы, они были вынуждены постепенно перемещаться на запад, где ассимилировались с осёдлыми соседями.

С течением времени они попросту растворились среди них, утратив свою идентичность. По этой причине до наших дней о сарматах дошли лишь краткие обрывочные сведения.

Этнические особенности

Как этнос, сарматы произошли из бывшего когда-то единым индоевропейского народа. Со временем из него вышла ираноязычная группа, а в её недрах родилась скифская ветвь , из которой и вышли сарматы. То есть ближайшими предками и родственниками их были скифы. Другая родственная им индоевропейская ветвь – это киммерийцы.

Сами сарматы никогда не были единым народом и всегда делились на племена, нередко враждовавшими не только с соседями, но и друг с другом. Память о них дошла до нас благодаря свидетельствам историков других народов. Благодаря лингвистическому анализу удалось идентифицировать их потомков, которыми оказались современные осетины.

Они произошли от группы сарматов переселившихся на Кавказ и сохранивших самобытность, язык и культуру. В то же время, те племена, которые остались в родных степях, были или уничтожены в 4-м в. н.э. гуннами, или растворились в соседних народах.

Языги

Западные племена сарматов именовались языгами. Часть их постепенно переселилась в дельту Дуная, где стали союзниками Понта, правителем которого тогда был Митридат Евпатр, и участвовали в войне против Римской империи.

Роксоланы

Это племя, жившее севернее Танаиса, современного Дона. Из исторических источников известно, что сарматы в союзе со скифами завоевали всё северное Причерноморье . К середине первого века они перекочевали на запад Днепра, вынудив своих родственников азыгов уйти на запад. В то же время их самих стали теснить племена аланов. В конечном итоге они поселились в дельте рек Дуная и Днепра, постоянно беспокоя соседей своими набегами.

Аланы

Расцвет аланов относится к I-IV вв., когда они пришли из степей на побережье Азова и Кавказ. В IV в. из-за нашествия гуннов они растворились в гуще других народов: хазар, волжских булгар и др. Часть их осела на Кавказе, но после монголо – татарского нашествия в 13 веке их история закончилась. В хрониках средневековья о них уже нет никакого упоминания.

Экономика и образ жизни

Об укладе жизни кочевников можно судить по их хозяйству. Учитывая образ жизни, жили в кибитках и шатрах. Основное питание – продукты животноводства. В летнее время кочевали на равнинах, а с наступлением холодов перекочёвывали на побережье Азовского моря. Одежду их составляли войлочные шапки, кожаные сапоги и штаны.

Военные традиции

Главным животным для кочевника является конь. На нём он воевал, использовал в хозяйстве и употреблял в пищу. Мальчиков приучали к верховой езде с самого раннего детства, готовя из них опытных бойцов. Подтверждением этому служат детские могилы, в которых археологи обнаруживали оружие. Воинские традиции держались у сарматов веками. Основное вооружение воина-сармата состояло из железного меча и лука со стрелами. Иногда использовались копья и топоры.

Защита бойцов состояла из кожаных лат, шлемов и плетёных щитов. Практически все кочевники использовали в бою одинаковую тактику, то есть нападение большой массой конных лучников, обстреливавших противника на всём скаку стрелами. В ближнем бою использовались огромные двуручные мечи.

Общество

Интересна была структура сарматского общества, несколько необычная для того времени. Заключалась она в том, что эти народы отрицали рабство. Все члены общества были свободными. Вождями избирались прославленные воины, то есть были свободные, как сказали бы по-современному, свободные, выборы. Хотя явные социальные различия были, о чём свидетельствуют содержимое курганов. Одни скромные, другие роскошные, что свидетельствует о расслоении общества на богатых и бедных.

Женщины и религия

Интересные сведения дошли до нас о женщинах-сарматках, которые были прекрасными наездницами, владели луком и прочим оружием. Более того, немаловажную роль играла социальная прослойка жриц. Сарматы были огнепоклонниками и проповедовали зороастризм.

Содержание
1 Этимология
2 История
2.1 Происхождение
2.2 Завоевание Скифии
2.3 Дальнейшая история
2.4 Западные сарматы
2.5 Восточные сарматы
2.6 Аланы
2.7 Великое переселение народов
2.8 Кавказская Алания
2.9 Падение Алании
2.10 Наше время

3 Быт
4 Культура и религия
5 Военное дело
6 Военное дело сарматов в работах античных авторов
7 Сарматские женщины
8 Сарматские цари
9 Сарматизм в Польше и сарматский портрет

Список литературы

Этимология

Произошло от скифо-сарматского словосочетания «сар-мада», («сар»-голова; глава, «мада»-мать).Матриархат.

Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae ) - общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (IV в. до н. э. - IV в. н. э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие. в разное время, лидирующие положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру , представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.

2. История

2.1. Происхождение

Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифами и азиатскими саками. Первая в череде сарматских культур датируется IV-I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко, в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III-II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV-II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники относимые к раннесарматской культуре датируются рубежом эр.

Курганы кладбища - курганы в которых несколько погребений расположены по определённому правилу: либо по кольцу, либо в ряд. Погребенные лежат в прямоугольных ямах, вытянуто на спине, головой к югу. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица, костяные ложечки.

Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом », - заключает историк.

Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. - концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или сусловской культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура»

По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей ». Действительно, савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них ещё не было государства. В VII-V веках до н. э. савроматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племен стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.

Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками - легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.

2.2. Завоевание Скифии

В V-IV веках до н. э. савроматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через савроматские земли. В войне с персами савроматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы савроматов-сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоеванных прежде земель и племен.

В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дан-дамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжелых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, - рассказывает скиф Токсарис, - а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. … Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился ».

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию - в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ.

2.3. Дальнейшая история

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племен заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен - языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты »; сосланный в город Томи в 8 году н. э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом - «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю »; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии - «суровые и вечно воинственные аланы ».

2.4. Западные сарматы

Западные сарматские племена - роксаланы и языги, занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 года до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племен. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось - с середины I века до н. э. они действовали как два самостоятельных союза. В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них - между Днепром и Дунаем - жили языги.

В первой половине I века новой эры языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть нынешней территории Венгрии и Югославии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (на территории современной Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наемничество.

Языги во второй половине I века, а роксоланы в начале II века добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Прекратив получать эту дань, роксоланы в 117 году призвали на помощь языгов и вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетней войны империя была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царем Распараганом, который имел два титула - «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо-Западном Причерноморье. Завоевав фракийцев, живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной.

САРМАТЫ. ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ

С давних времен восточными соседями скифов были сарматы. Как утверждал Геродот, «за рекой Танаисом (Дон - авт.) уже не скифская земля: первый из тамошних участков принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу». В наиболее ранних античных источниках их называли савроматами (от иранского слова «сармат» — опоясанный мечом). И только с II в. до н.э. закрепляется имя «сарматы». По мнению древних авторов, сарматы «составляли одно племя, но разделенное на несколько народов с ранними названиями».

Очевидно, соседями скифов сарматы стали достаточно давно, так как именно к ним за помощью обращались скифы во время нашествия войск Дария.

Когда же в III в. до н.э. Великая Скифия переживает глубокий кризис, сарматы становятся господствующей силой на юге Восточной Европы.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. ЯЗЫК

ГЕРОДОТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САВРОМАТОВ

«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.

С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.

Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.

Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.

Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две... Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.

И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую.

Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место, и другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.

А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу: нашими женами будете вы, и никакие другие женщины».

Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.

Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе.

Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:

«Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.

Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее.

И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов».

По мнению большинства исследователей, язык сарматов, как и язык скифов, относится к северо-восточной группе иранских языков.

Наиболее известны следующие сарматские племена: аорсы, роксоланы, аланы, сираки, языги. Сформировавшись в Волго-Уральских степях, сарматы впоследствии расселяются в междуречье Волги и Дона, а к IV в. их кочевья появляются уже за Доном.

В этот период формируются союзы племен во главе с вождями. При этом многие авторы отмечают интересную особенность: сарматские женщины занимали чрезвычайно высокое положение в обществе. Это подтверждают сведения Псевдо-Гиппократа: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правое плечо и руку».

Исследователи объясняют столь воинственный образ сарматок тем, что, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и имущество. Для этого они могли создавать специальные женские отряды. Молодые воительницы были прекрасными наездницами и превосходно владели оружием. Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что некоторые древние авторы называли сарматов «гюнайкократуменами» (же-ноуправляемые, управляемые женщинами).

САРМАТЫ В КРЫМУ

Есть много свидетельств о том, что в III-I вв. до н.э. сарматы прочно укрепляются в степях к северу от Крыма. Отношения между ними и скифами не были стабильными: племена то враждовали, то заключали дружественные союзы. Известно, что сарматская царица Амага оказала Херсонесу военную помощь и заставила скифов отступить от его стен. Однако во время Диофантовых войн сарматы под предводительством Тасия были самыми надежными союзниками скифов.

Постепенно сарматы вплотную приближаются к полуострову, а в I в. н.э. часть сарматских племен оказывается в Крыму. В это время на полуострове появляются впускные подкурганные сарматские захоронения.

Особый интерес вызывает Ногайчинский курган, расположенный в Нижнегорском районе у с. Червоное.

Достаточно богатое женское захоронение принадлежало, очевидно, царице или жрице. Покрывало, которым, лежавшее поверх деревянного гроба, и платье женщины были расшиты золотыми бляшками. Погребальный инвентарь выполнен из драгоценных материалов и отличается прекрасной работой. Он состоял из массивной золотой гривны с изображением грифонов — сказочных чудовищ с телами льва и орлиными крыльями и клювом, ручных браслетов с изображением персонажей греческих мифов — Эрота и Психеи, ножных спиралевидных браслетов, диадемы, сплетенной из трех цепочек, медальона с гранатовыми и стеклянными вставками, сережек с инкрустациями из сердоликов, агатов и стекла, серебряных чаш, ложек сосудов, бронзового зеркала.

Как в этом мире, так и в «мире ином» женщина не могла обойтись без прекрасной шкатулки «со всем необходимым»: здесь хранились и набор косметических средств в разных коробочках и флаконах, и украшения: золотые подвески в форме львиных голов, агатовый, оправленный в золото медальон, перстни, амулеты в виде человечка, фибулы из золота и горного хрусталя, застежка из золота с гранатовой и стеклянной вставками.

Постепенно численность сарматов на полуострове увеличивается. Они селятся не только в степных районах, но и в предгорном Крыму, часто рядом со скифами. Со II в. н.э. древние авторы все больше называют их аланами.

С середины III в. н.э. в северном Причерноморье появляются готы, в союз с ними вступают различные племена и в частности аланы, о которых античные авторы говорят, как о «храбрых, сильных и многочисленных» воинах. Нашествие готов, а затем гуннов имело катастрофические последствия для жителей полуострова. Сообщая о вторжении гуннов в IV в., древний историк отмечает: «Пройдя через земли аланов, гунны произвели в них страшное опустошение, а с уцелевшими жителями заключили союз и присоединили их к себе». Значительная часть аланов вместе с гуннами устремилась в Европу и даже переправилась в Африку. В это же время часть из них осела в Крыму.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН

Жители степей не могли не заниматься разведением домашних животных, дававших им и пищу, и материалы для изготовления одежды. На протяжении всей своей истории сарматы были кочевыми скотоводами. Страбон отмечает: «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой в болотах возле Меотиды (Азовское море - авт.), а летом на равнинах». Надо отметить, что даже в сравнении с другими кочевыми народами, сарматы выделялись высокой подвижностью.

В значительной степени это объясняется составом сарматских стад. Наиболее распространенными животными в них были лошади и овцы (крупного рогатого скота, вероятно, было немного). Интенсивность перекочевок была настолько высока, что в течение года сарматы совершали по существу замкнутый цикл по территории своих огромных владений. И овцы и лошади относятся к числу тех животных, которые, совершая такое «путешествие», не утрачивают веса и жизненных сил.

Пожалуй, невозможно переоценить роль лошади в жизни сарматов. Она была для них всем. Об этом прекрасно свидетельствует Тацит: «Удивительно, как доблесть сарматов лежит как бы вне их самих» (т.е. в их конях авт.). Конь был верным другом и в боях и в повседневной жизни. Он спасал хозяину жизнь в сражениях, с его помощью выпасали скот, к тому же лошади обладали прекрасным свойством добывать пищу из-под снега. Благодаря лошади сарматы имели пищу, питье, одежду. Как у многих кочевников, сарматские лошади не отличались внешней красотой и стройностью, невысокий рост, большая грубая голова на короткой шее и короткая, но крепкая нога. Но они, по словам Овидия, «...способны к любым долгим скачкам». Прекрасно описал качества этих лошадей воевавший с сарматами Ариан, он утверждал, что этих «...коней сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным пренебрежением, если увидеть, как их сравнивают с конем фессалийским, они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно увидеть, как тот резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта лошаденка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади».

Основным жилищем сарматов являлись кибитки, изготовленные из войлока и поставленные на колеса. О таких повозках упоминает Эсхил, называвший их «скрипучими телегами, влекомыми волами». На фресках античных склепов сохранились изображения сарматских жилищ, напоминающих юрты азиатских кочевников. Они представляют собой остовы из жердей, покрытые шкурами или войлоком. Такая конструкция устанавливалась на четырех- или шестиколесные повозки, в которые запрягали по несколько волов.

Особую роль в жизни сарматов, как впрочем всех кочевых племен, играла война. Сами условия и образ жизни способствовали образованию военизированного общества. Многие авторы отмечают храбрость и воинственность сарматов, называют их «неприступными варварами», «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой, они — живое подобие Марса». Сарматские племена можно назвать «народ войско», так как все мужчины были воинами.

Кочуя с места на место, они сражались за пастбища, достаточно часто совершали набеги с целью грабежа. Античных авторов военные обычаи сарматов поражали чрезвычайной дикостью и жестокостью. Геродот свидетельствует:«.. .с черепов убитых неприятелей они снимают кожу и, выделав ее, привязывают к поводьям своих лошадей как доказательство своей храбрости; черепа же отделывают, иногда украшают золотом и употребляют как чаши».

По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает. К этому времени им удалось создать крупные союзы племен. Постепенно совершенствуется организация войска, тактика и стратегия военных действий, а также вооружение и доспехи.

Тацит и Страбон отмечают, что сарматы применяли небольшие щиты (вероятно, племенные) обтянутые кожей, но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надежные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.

Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони. Принцип ее изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям. Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор. По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков. Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу. На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические попожи, а голову прикрывали шишаками, чаще всего кожаными с металлическими полосами.

Главным оружием сарматов был лук (вероятно, во многом схожий со скифским). Стрельбу из него сарматы, в отличие от многих народов вели по-«скифски». Они натягивали тетиву не к груди, как другие, а к плечу и стреляли с одинаковой ловкостью как с правого, так и с левого плеча. Овидий говорит о сарматах: «...их сила в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем усталости коне». Лук вместе со стрелами носили с левой стороны у пояса в кожаном футляре. В колчан обычно вкладывали пять стрел.

Войско сарматов состояло из лучников и обоза, к которому причислялись пешие воины (копейщики). При этом главным родом войска была легкая конница. И скифы и сарматы предпочитали для верховой езды кобыл, а не жеребцов. В первые века н.э. у сарматов получает распространение тяжеловооруженная конница катафрактариев. Они имели надежные доспехи и были вооружены длинными копьями и длинными прямыми мечами для удара с коня.

Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение, в то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению. Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побежденных выплачивать дань.

Тацит отмечает внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.

В военных походах каждый сармат использовал не менее двух коней, особенно важно это было в длительных набегах. Аммиан Марцеллин свидетельствует: «Они преодолевают огромные расстояния, когда преследуют врага или бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, еще и каждый ведет в поводу запасного, чтобы, пересаживаться с одного на другого, сберечь силы коней и, давая отдых, восстановить их бодрость».

Одежда сарматов была во многом схожа со скифской. Мужчины носили короткий кафтан, подпоясанный ремнем, который застегивался фибулами, шаровары и короткие сапоги. Сверху надевался плащ, застегнутый фибулой на левом плече. Женская одежда состояла из платья с рукавами до запястий, поверх платья носили распашной халат, застегнутый фибулой на груди. Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.

Одежда знатных и богатых сарматов расшивалась золотом и жемчугами, украшалась золотыми бляшками.

И женщины, и мужчины охотно пользовались различными украшениями. Знатные представители общества носили золотые и серебряные гривны, золотые браслеты, золотом и серебром были украшены их пояса. Знатные сарматки — золотые серьги со вставками из драгоценных камней, их прически часто венчались диадемами, золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства. Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.

Много своеобразных особенностей наблюдается в характере погребений и погребальном ритуале сарматов. Для раннего периода характерны захоронения в широких грунтовых ямах с деревянными сооружениями. В дальнейшем появляются новые типы подкурганных погребений с различной ориентацией: узкие прямоугольные ямы, квадратные ямы с диагональным положением погребенного, катакомбы, узкие прямоугольные ямы, подбои. Это является ярким свидетельством того, что сарматы представляли далеко не однородные племена, даже антропологически.

Погребальный обряд чаще всего выглядел следующим образом: усопшего укладывали в вытянутом положении на спине, часто с согнутыми в локтях руками, кисть правой или левой руки находилась в области живота, ноги скрещивали в ступнях или голенях, череп деформирован. В захоронение вместе с погребальным инвентарем укладывали всевозможные обереги, амулеты, а также жертвенную пищу. Дно могил, очевидно, с очистительной целью посыпали золой, угольками, кусками мела; над могилой совершали жертвоприношение коня, устраивали тризны. С ритуальной целью разбивали зеркала.

Религиозные представления сарматов имели много схожего со скифскими верованиями. Главными объектами поклонения был меч, олицетворявший бога войны. Это подтверждает Аммиан Марцелин, говоря, что сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».

Кочевники-скотоводы, жизнь и благополучие которых во многом зависели от природно-климатических условий, от наличия обильных пастбищ и многочисленности стад, особо почитали богиню плодородия и покровительницу коней. Изображения великой богини между двух коней сохранились на сарматских гребнях и серьгах. Вероятно, с великой богиней был связан культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.

С приходом сарматов изменился этнический состав населения Крыма. Они оказали значительное влияние на экономику и общественную жизнь полуострова.

Сарматы – кочевые скотоводческие племена, создавшие в третьем веке до нашей эры сильное государство на Востоке Европы, и оно просуществовало до четвертого века нашей эры.

История

Впервые сарматы упоминаются в известном труде Геродота «История». Историки сообщают, что сарматы пришли из Мидии, Геродот говорит, что они были потомками амазонок.
Сначала племена сарматов была соседями государства скифов. Между двумя народами был мир, иногда они объединялись в общей борьбе против персов. Сарматские войны даже стояли на службе у скифских царей.
В третьем веке ситуация коренным образом меняется. Сарматы начинают наступление на Скифию. Именно в этот период скифское царство переживало свой упадок, так что сарматы выбрали подходящий момент для наступления. Массовые набеги на скифские земли сменились колонизацией этих земель племенами сарматов.
Сарматы после основания своего государства стали одним из самых сильных народов Европы того периода. Они установили господство в европейских степях, и затем начали налаживать отношения с соседними государствами.
Уже в начале нашей эры началось Великое переселение народов, связанное с движением племен гуннов. Их племена вынудили многих сарматов покинуть свои земли и напасть на Римскую империю. Гунны постепенно вытесняют сарматов из их земель.

Жилища сарматов

Как сообщают многие историки, сарматы вели кочевой образ жизни. Следовательно, их жилищами были шатры. Они никогда не жили в
городах и не останавливались нигде на долгое время. Их шатры были легкими, и их можно было легко собрать и разобрать.

Одежда

Сарматы носили длинные просторные штаны из нетолстой ткани, они могут напоминать многим шаровары. На торс они надевали кожаные куртки. На ногах носили сапоги, они также были сделаны из кожи. Многие историки считают, что женщины сарматов носили туже одежду, что и мужчины. Объясняют это тем, что сарматы были воинственным народом, и женщины участвовали в боях наряду с мужчинами.

Роль женщины в обществе

Кроме этого, сарматские женщины занимали высокое положение в обществе. Сначала сарматское общество было матриархальным, но затем было вытеснено патриархатом. Однако роль женщины оставалась, как и прежде, высокой и почетной.

Культура

Все племена сарматы поклонялись животным, центральное место в их верования занимал образ барана. Изображение барана часто находят на оружии и на предметах быта, в основном посуде. Кроме поклонения животным, они верили в культ предков. Есть сведенья, что сарматские воины поклонялись мечу.
Самыми известными памятниками, оставленными сарматами являются курганы, некоторые из них достигают высоты 8 метров. В таких курганах чаще всего находят оружие: мечи, лук и стрелы, кинжалы. Кроме оружия находят предметы керамики, изделия из бронзы (в основном украшения) и изделия из кости.

Военное дело

Как гласят многие источники, сарматы считались превосходными воинами. Они воевали в основном в конном строю. Основу армии составляла тяжелая конница, многие считают, что именно сарматы создали такой род войск как тяжелая кавалерия.
Вооружены сарматские воины были так называемыми сарматскими мечами, которые они использовали в конном бою достаточно эффективно из-за их длины. В основном они имели длину от 70 до 110 см. Кроме меча они использовали в бою и копье, что помогало им наносить мощные, стремительные удары в ряды противников, буквально сносив их с пути ударом копья. Кроме холодного оружия, воины сражались и луков, с которого могли вести огонь, находясь в седле на лошади.
В качестве брони они использовали доспехи из кожи.
Тактика ведения боя сарматов была довольно развитой для своего времени, и даже Римская империя пользовалась подобными маневрами и тактикой. Кроме тактики использовали и сарматское вооружение, в основном это был меч.
Историки подчеркивают выносливость сарматской конницы, некоторые гласили, что они могли преодолевать расстояние в 150 миль всего за один день.
Подводя итоги, следует сказать, что сарматы сумели создать одно из сильнейших государств, расцвет которого припадает на конец третьего веке до н.э. и до начала третьего века н.э. Затем наступает упадок, а окончательно оно распалось из-за интенсивных переселения гуннов.
Сарматы были превосходными конными воинами и с ним считались все соседние государства.